Главный детский кардиолог Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Леонид Макаров рассказал, что количество сердечных приступов у российских школьников в год не сильно превышает статистику западных стран. Но на Западе, по его мнению, многих детей удается спасти из-за вовремя оказанной помощи. Разбираемся, почему у экспертов появились вопросы к работе медкабинетов в российских школах.Первая помощь
Фото: ТАСС/Денис Русинов
"В России умирают в школах в год в среднем 1,4 (если так можно сказать) ребенка на 100 тысяч учеников. В мире сердечные приступы случаются в среднем у 1,1 школьника. Но это цифра не смертей, а остановок сердца", – рассказал главный детский кардиолог ФМБА Леонид Макаров в интервью телеканалу
"Звезда".
В России, по его мнению, существуют проблемы с системой оказания первой помощи. Например, по его словам, школьные медсестры не способны помочь ребенку, поскольку в учебных заведениях нет необходимой техники, в частности, дефибрилляторов.
Кроме того, детский кардиолог добавил, что число смертей можно было бы сократить, но низкий профессионализм некоторых медработников не позволяет этого сделать. По его словам, в ходе осмотра врачи иногда не могут разглядеть у детей очевидные заболевания после электрокардиограммы сердца (ЭКГ).
Что должно быть в медицинском кабинете?
Фото: РИА Новости/ Игорь Зарембо
По словам врача-педиатра высшей категории Лины Мурадовой, на данный момент медкабинеты в школах должны иметь самое необходимое оборудование для осмотра:
электронный градусник,
тонометр для измерения давления,
ростомер и весы,
аптечку скорой помощи и
кушетку.
Однако сложное медицинское оборудование обычно в таких кабинетах не устанавливается. В серьезных случаях, как, например, при остановке сердца ребенка вызывается скорая помощь.
Кроме того, в школьных медкабинетах обычно бывает
офтальмоскоп для осмотра глаз,
отоскоп, чтобы уши просматривать,
таблица для определения показателей зрения, комплект для проведения
искусственной вентиляции легких, одноразовые
шприцы и другое оборудование.
Что может измениться в школьной медицине?
Первый зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Наталья Санина пояснила Москве 24, что парламентарии уже разрабатывают законопроект о школьной медицине, который в этом году дополнили и обновили.
По ее словам, законопроект предполагает поднять качество школьной медицины на высокий уровень.
Фото: ТАСС/Интерпресс/Виктор Бартенев
"Человек, который работает в школе, должен быть высококвалифицированным, также надо, чтобы образовательные программы в медвузах были созданы для людей, которые будут работать именно в школах", – пояснила Санина.
Депутат добавила, что в законопроекте также указано, что для каждого ребенка должен быть индивидуальный подход в зависимости от медицинских показателей школьника и его родственников.
"Каждый ребенок должен быть осмотрен, и если у родственников случалась внезапная смерть, то этот ребенок должен быть на особом счету. Ему не только ЭКГ нужно делать, но и холтер-мониторинг (современная методика непрерывного исследования работы и состояния сердца человека. – Прим. ред.)", – подчеркнула она.
Кроме того, по ее словам, необходимо пересмотреть и проверить оборудование медкабинетов, которые сегодня находятся в школах.
В свою очередь, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова также согласна, что школьную медицину в России можно улучшить.
"Сейчас начались подвижки в этом вопросы в плане того, чтобы ввести медицину в образовательный процесс. Однако надо понять, как это будет реализовано", – пояснила она.
По ее словам, нужно проработать тот вопрос, как будет работать медицина в школе в условиях системы здравоохранения, которая сейчас создана в стране.
Федотов Анатолий