Фото: Innervisions / Ольга Титова
Сегодня фотографируют все. В худшем случае – фотоаппаратом, как говорит основатель выставочного проекта уличной фотографии Innervisions Андрей Тульнов. Первый сезон передвижной выставки объединил в себе огромное количество работ начинающих фотографов и мастодонтов, а сейчас команда проекта готовит уже вторую ее часть. Андрей Тульнов рассказал m24.ru, почему не каждую фотографию, сделанную на улице, можно считать стрит-фото и зачем нужен термин "документальная фотография среды обитания человека".– Расскажи, как ты начал заниматься фотографией?– Сначала это было для меня обычным хобби. Я просто снимал то, что мне интересно. Без всякой системы, с большими перерывами. С появлением "Живого Журнала" стал постепенно определять для себя круг интересных авторов и направлений. В 2006 году случился первый успех – стал лауреатом "Серебряной камеры". Примерно с того же времени занялся театральной фотографией. Настоящим открытием для меня стал первый Фестиваль уличной фотографии Street Photography, который прошел в Москве весной 2012 года в Fotodoc, где помимо выставки были лекции, дискуссии и мастер-классы. Я понял, как важны такие ориентиры, как школы, фестивали, конкурсы, а главное – живое общение с единомышленниками.
Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий. Андрей Тульнов
– Чему посвящен выставочный проект Innervisions?– Начну немного издалека. Как я люблю шутить, сегодня фотографируют все – телефоном или в худшем случае фотоаппаратом. Каждый день в интернет вываливаются тонны картинок. Но при этом как-то не замечено, что выросло количество действительно хороших фотографий, к тому же Россия как была самой неотснятой страной в мире, такой она и остается. Наш проект посвящен как раз той фотографии, на которой запечатлена наша повседневная реальность, мы обозначили это как "документальная фотография среды обитания человека". Имея в виду не какие-то катаклизмы или социальные проблемы – это все бесспорно очень важно, а ту повседневную реальность, которая нас окружает. Если еще точнее, то ее визуальный аспект. Сейчас снимки зачастую опускаются до банального иллюстрирования текста, но есть и другой подход – это картинка ради картинки, когда в ней не надо искать какие-то литературные истории, привязку к событию. Когда вы смотрите на изображение, и перед вами, казалось бы, невзрачная обыденность открывается совершенно по-новому. И мы своим проектом хотим вовлечь людей в этот увлекательный процесс. Ведь любая фотокамера, даже встроенная в смартфон – вполне доступный инструмент, который пригоден далеко не только для селфи или котиков.
– Как все начиналось? Выросла ли популярность проекта от первого сезона ко второму? – Изначально не планировалось, что у проекта будут сезоны. Мы думали сделать разовую выставку, которая пройдет в Зеленограде. К общегородской акции Ночь искусств 3 ноября 2014 года за короткий срок нужно было освоить огромное пространство. Я решил, что необходим коллективный проект. Практически все авторы, к кому я обратился, согласилось участвовать. Собралось более 60 человек из разных стран, так сказать, с просторов всего Рунета. Я очень благодарен всем за доверие. В итоге родился проект передвижных выставок, который побывал в нескольких городах и даже странах, и вобрал в себя не только стрит-фотографию. Сейчас, во время активной подготовки второго сезона галереи, о нас знают в разных городах, зовут к себе, присылают схемы выставочных залов. Это очень радует. Значит проект интересен людям.
Фото: Innervisions / Юлия Роднина
– Как ты интерпретируешь термин "стрит-фото"?– Мне кажется, не важно, как называть, важнее – что понимать под этим термином. Есть общепринятое определение – непостановочная фотография в общественном месте. Но, мне кажется, сейчас многие уже устали от идей чистоты жанра. Как быть, если на снимке нет людей? И что считать общественным местом? Весной этого года во время четвертого Фестиваля уличной фотографии разгорелись споры о границах жанра, о том, что вообще является объектом внимания уличного фотографа. Мы в качестве эксперимента решили усугубить проблему и вообще отделить классическое стрит-фото от снимков городского ландшафта. Интересно, как эти и остальные части второго сезона будут между собой взаимодействовать в одном выставочном пространстве.
– Какие еще выставки войдут во второй сезон?– Второй сезон Innervisions будет состоять из восьми частей, но являясь при этом единой экспозицией. Это четыре персональных выставки: Александр Слюсарев, Артем Житенев, Александр Гроусс и Андрей Крашеница с видеопроектом "Ростов Every Day". И четыре кураторских проекта: Маша Плотникова и Оля Титова разрабатывают тему про людей, Юля Роднина готовит проект про городскую среду, у Вивиан дель Рио серия Foundart, а Дмитрий Музалев делает проект с интригующим названием No Subject. Каждая часть очень компактная – всего около 20 фотографий. Но мы планируем показ расширенной экспозиции в формате слайд-шоу.
Фото: Innervisions / Мария Плотникова
– Вы решили продлить краудфандинг-кампанию на
Планете, так как не собрали всю сумму. Насколько успешным ты считаешь начинание?
– Мы собрали 80%. Хотя заявленная нами сумма – это только на печать экспозиции и на один- два города. Еще необходимы средства на организацию выездных творческих встреч, так как это важная составляющая проекта. Еще нужно вложиться в печать выставочных каталогов, изготовление сувениров, которые тоже продаются на "Планете", и мы уже обязаны их отправить покупателям. В любом случае люди своим рублем уже проголосовали однозначно – второму сезону Innervisions быть. От дальнейшего хода сбора средств зависит только география второго сезона и образовательная составляющая. Очень хочется, чтобы проект получил развитие. Премьера второго сезона состоится 22 января в Санкт-Петербурге в Музее современного искусства "Эрарта".
– Сейчас на сайте Innervisions продаются фотографии таких, можно сказать, уже легендарных авторов, как Сергей Максимишин и Александр Петросян. Это подразумевает поддержку проекта?– Да, именно ради поддержки и развития проекта авторы дали свое согласие. Продаются именно те отпечатки, которые были представлены на первой выставке, которые поездили по городам и даже странам. Все средства идут на печать и транспортировку выставок второго сезона. Сейчас важным вопросом остается поиск спонсоров.
– Сколько на данный момент запланировано выставок?– Премьера, как я уже сказал, будет в Питере. Потом подряд – Волгоград и Минск. Это короткие выставки по 17–18 дней. В мае запланирован Киров, летом – Тюмень, по времени это должно совпасть с конкурсом имени Александра Ефремова. В сентябре очень надеемся поехать в Ташкент, так как там будет проходить фотобиеннале. В Москве мы пока точно не определились со временем и местом, но переговоры ведутся. Есть виды и на Европу.
Фото: Innervisions / Вивиан дель Рио
– Есть ли какой-то новый виток популярности уличной фотографии?– В виду очевидной доступности сейчас этот жанр фотографии, казалось бы, должен быть на пике популярности. Может быть, так оно и есть. Но он настолько растворился в потоке шлака, что не совсем понятна ситуация. Сейчас многие ошибочно считают любую картинку, сделанную на улице, стрит-фотографией. Это же так просто – вышел и "нащелкал" за день на выставку. Есть примеры, и даже спонсоры находятся. Только смотреть на такие выставки грустно. Популярность – палка о двух концах.
– Почему не каждый кадр, сделанный на улице, можно отнести к стрит-фото? – Лично мне нравится, когда снята, казалось бы, самая обычная ситуация, но в ней появляется что-то необъяснимое, некая магия. Еще есть разница между репортажной и уличной фотографией. Репортажная обязана рассказывать о конкретном событии, а уличная ничего не обязана – она скорее об ощущениях, о сиюминутном впечатлении. При этом и то, и другое – документальное фото.
– Как фотографы могут принять участие в проекте?– Принцип отбора у нас не конкурсный, а кураторский. Но это не значит, что авторы не могут сами предлагать свои фотографии – напрямую кураторам или на наш е-мейл. Одна из задач проекта – поиск новых авторов по всей России и в Рунете. Поэтому мы всегда рады, когда нам пишут. Другое дело, что присланный материал должен точно попасть в концепцию куратора и вписаться в его подборку, ведь объем каждой части ограничен. Но еще есть шанс попасть в расширенную программу в формате слайд-шоу, а также у нас есть и еженедельный мини-конкурс в
Instagram. И это – один из способов оказаться в поле зрения кураторов.
Фото: Innervisions / Дмитрий Музалев
– Можно ли сказать, что ваш проект – это попытка вывести людей из интернета в формат живого общения?– Одна из задач проекта – напомнить, что фотография – это не изображение на мониторе, а отпечаток определенного размера на определенной бумаге. Или, по крайней мере, представленное на экране, но в выставочном пространстве. Формат передвижной выставки – редкая возможность для многих людей в отдаленных от центра городах увидеть, что называется, "живую" фотографию, как начинающих авторов, так и мэтров. А если получится сопровождать выставки выездными творческими встречами и мастер-классами, то мы будем считать второй сезон удачным.
– Планируется ли третий сезон? Это будет зависеть от результата нынешнего проекта или тебя это уже настолько завлекло, что ты будешь его делать несмотря ни на что?– Конечно, хочется, чтобы проект продолжался и развивался еще не один год. И у нас есть много интересных идей на перспективу. Но, безусловно, многое зависит от того, найдем ли мы финансовую поддержку для независимой авторской фотографии. Пока проект полностью некоммерческий и держится на энтузиазме всего нескольких человек.
Владимир Яроцкий, Екатерина Кинякина