Форма поиска по сайту

Король, который улыбался: не стало легенды блюза Би Би Кинга

Фото: ТАСС/Кейстон

Он все время улыбался. Казалось бы, блюз – это когда хорошему человеку плохо, но Райлим Би Кинг, более известный как Би Би Кинг, не делал из этой пошловатой формулы культа. Он ярко и дорого одевался, не боялся сверкающих в софитах блесток – видимо, понимал, что радость все-таки свойственна человеку изначально, а вот печаль, блюзовая первооснова, в жизнь его привнесена.

Обозреватель M24.ru и коллеги музыканта вспоминают этапы биографии великого исполнителя блюза.


Родившийся в дельте Миссисипи Би Би Кинг (это прозвище расшифровывают обычно как Blues Boy – "блюзовый мальчик"), кажется, был самой судьбой предназначен блюзу. Поначалу он играл на акустической гитаре, но, услышав Ти-Боуна Уокера, понял, что хочет электричества. "Я готов был украсть электрогитару", – рассказывал он позднее.

Его гитары всегда носили женское имя, и всегда одно – Люсиль. Это случилось в конце 50-х: во время концерта в клубе двое слушателей подрались из-за красотки по имени Люсиль, перевернули печь, клуб загорелся... Би Би, прижимая к себе гитару, поклялся никогда не встревать в подобные истории ("во всяком случае, из-за женщин"). А чтобы не забывать об этом, окрестил гитару женским именем. Кстати, позже первую Люсиль украли из багажника автомобиля, и Кинг всю оставшуюся жизнь пытался ее найти, предлагал вознаграждение, сумма которого дошла до 900 тысяч долларов – увы, попытки не увенчались успехом. Но каждая следующая в его руках была словно любимой женщиной: он качал ее на руках, ласкал, только разве что не целовал – и гитары отвечали ему звуком, которого не было больше ни у кого.

[html]<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/dNr_eIgP0tI" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]

Он никогда не был блюзовым пуристом. Его любимым вокалистом был Фрэнк Синатра. Кинг считал, что именно он проторил дорожку на сцену чернокожим исполнителям. Синатра, кстати, отвечал ему взаимностью и в 1960-х зачастую приглашал на свои шоу. Когда появилось первое поколение белых блюзовых музыкантов, Би Би Кинг сразу принял их как коллег, а в 1969-м окончательно утвердил свои симпатии к року, отправившись в гастрольное турне вместе с The Rolling Stones.

[html]<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/_bMJkLDrDCg" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]

Именно Кинг первым из блюзменов приехал в СССР в 1979 году (Кларенс Гейтмаус Браун гастролировал у нас годом позже). Этот тур проводился в рамках культурного обмена при поддержке Госдепартамента. 22 концерта по всей стране – такого не было ни до, ни после.

Известно, что Кинг очень серьезно готовился к поездке, штудировал страноведческие труды, но все равно никак не был готов к ночным прожекторам над бакинской бухтой (гастроли начались в Азербайджане), долгим перелетам в не самых комфортных условиях – и, конечно, к масштабам страны: он был в Грузии, Прибалтике, Москве, Ленинграде, Средней Азии...

Кинг потом вспоминал: "Я никогда не видел таких больших гостиниц, как в Москве. И еще – за нами наблюдали все время! Помню, мы сидели с ребятами из группы в номере и кто-то сказал: "Сейчас бы кофейку". И буквально через несколько минут вошел человек с чашкой кофе! Правда, мы довольно быстро привыкли к этому".

А в интервью, которое он дал в США сразу по возвращению, Кинг сказал буквально следующее: "Я верю, что музыка – это универсальный знаменатель, искусство, которое может собрать вместе людей любой расы, вероисповедания и цвета кожи. И мои гастроли это доказали. Но я был бы рад вернуться. На пару недель – все-таки месяца многовато".

Забавно, что в СССР, где блюз практически не знал никто, кроме музыковедов и продвинутых меломанов, Кинга представляли как джазового музыканта. Один из концертов в Тбилиси был записан. Интересно, сохранилась ли та запись?

Он всегда был готов делиться – славой, мастерством, цветами в конце концов, как в московском клубе "Пилот", где праздновали его день рождения: все подаренные ему розы Кинг раздал девушкам. А дебютная пластинка белого блюз-вундеркинда Джони Лэнга заслужила от Кинга такие комплименты, которых хватило бы на нескольких корифеев жанра – впрочем, о своем поклоннике и верном друге Эрике Клэптоне он тоже всегда отзывался только в превосходных тонах, и тот отвечал ему взаимностью, которая на рубеже веков вылилась в великолепный совместный альбом Riding With The King и частые визиты Кинга на клэптоновский фестиваль Crossroads.

[html]<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/FMEzFgCLv8c" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]

Oн и вроде бы совсем не близких ему U2 полюбил и даже подарил им одну из лучших песен раннего периода – исполненную совместно When Love Comes To Town, доказав, что в музыке вообще нет междужанровых границ.

[html]<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/r3wgoaONzwo" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]

И все это он делал с улыбкой, которая стала фактически его фирменным знаком. Он улыбался, как будто слышал призыв барона Мюнхаузена в телефильме Марка Захарова: "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!" – и посерьезнел только на поздних фотографиях, когда диабет все сильнее и сильнее влиял на его жизнь.

Тут-то и впору вспомнить, пожалуй, самый грустный его блюз – как раз о том, что из жизни уходит нечто очень важное. Кинг не был автором песни The Thrill Is Gone, но, наверное, именно его версию стоит признать хрестоматийной.

[html]<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/4fk2prKnYnI" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]

"Страсть ушла, она ушла совсем, ушла навсегда – но я переживу все это, детка, как подобает мужчинам. Я свободен, свободен теперь от твоих чар, и все, что я могу сделать – пожелать тебе всего хорошего". Так прощаются с женщиной. Так прощаются с жизнью.

И вам всего хорошего, мистер Блюз Бой Кинг.

[html]<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/Z5yzVB-zA5A" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]

Артем Липатов, Ирина Левкович