Форма поиска по сайту

Вселенная Эльдара Рязанова: не стало знаменитого режиссера

Фото: ТАСС/Владимир Астапкович

Имя Эльдара Рязанова в нашей стране знает каждый. В кинематографическом мире оно было неизменной гарантией качества. Талантливые, искренние, смешные, щемящие – его фильмы давно стали классикой: их любят, смотрят и ждут. Невозможно представить новогодний телеэфир без "Карнавальной ночи" и "Иронии судьбы, или С легким паром!", а Восьмого марта программа передач кажется куцей и неполноценной без "Служебного романа".

Картины Рязанова обладают феноменальным свойством: они не устаревают. Их смотрят люди абсолютно разных возрастов, взглядов, профессий, и каждый находит там что-то свое, отзывающееся в сердце.


Критики гадали, как Рязанову удавалось создавать кино для всех, а он на подобные вопросы с улыбкой отвечал, что всегда искал добро в своих героях и стремился его показать.

Фото: wikimedia.org

Кинематограф не был заветной мечтой Эльдара Александровича. Он родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Его родители работали в советском торговом представительстве в Тегеране, затем переехали в Москву. Рязанов, как многие советские мальчишки, грезил о путешествиях, дальних странах, приключениях. Он даже отправил запрос в Одесскую мореходку, но не получил ответа – шла война, и, видимо, письмо затерялось.

Тогда будущий знаменитый режиссер обратил свое внимание на ВГИК и сразу же был зачислен на курс Григория Козинцева. В 1950 году Рязанов выпустился, по распределению оказался в Студии документальных фильмов.

Начинающий режиссер видел себя только в серьезных жанрах, поэтому когда руководитель "Мосфильма" мэтр советского кино Иван Пырьев обратился к нему с просьбой заняться легкой незамысловатой комедией "Карнавальная ночь", Рязанов категорически отказывался. Ему не нравилось все: сюжет, герои, музыка, текст. Тем не менее картина была завершена. Зрители встретили фильм восторженно: им в отличие от режиссера понравились и сама история, и песни, и фразы персонажей.

Картина мгновенно разлетелась на цитаты. Потом это будет происходить со всеми рязановскими шедеврами, но именно "Карнавальная ночь" положила начало такому явлению.

"Есть ли жизнь на Марсе? Нет ли жизни на Марсе? Наука пока что не в курсе!", "Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок…", "Бабу-Ягу со стороны брать не будем – воспитаем в своем коллективе" – эти и многие другие изречения моментально улетели в народ. Что уж говорить про песню про "Пять минут", которую до сих пор поют, придумывая новые аранжировки.

Потом были "Гусарская баллада", "Дайте жалобную книгу", "Невероятные приключения итальянцев в России". В 1966 году Рязанов снял "Берегись автомобиля" с блистательным Иннокентием Смокунтовским. Вообще режиссер поначалу планировал отдать главную роль Юрию Никулину, но тот не смог – помешал насыщенный рабочий график. Публика на ура приняла картину о советском Робин Гуде Юрии Деточкине. Критики же отчаянно ругали фильм, по их меркам, благородный преступник подавал обществу дурной пример.

Фото: ТАСС/Михаил Фомичев

31 декабря 1975 года стало для Рязанова поистине судьбоносной датой – на экраны вышла "Ирония судьбы, или С легким паром!". Фильм, ставший символом Нового года, Польши, Москвы и Ленинграда, заливной рыбы и улицы Строителей. Прошло 40 лет, но каждый год миллионы людей вновь смотрят историю Жени Лукашина, Нади Шевеловой, Гали, Ипполита; слушают любимые песни и верят, что в новогоднюю ночь в их жизни тоже произойдет чудо.

Знаменитая сцена в бане давно обросла легендами. Поклонники фильма расходились во мнениях, где же ее снимали, однако тайну раскрыл сам Рязанов. Он рассказывал, что эпизод снимался после первомайских праздников, в неотапливаемом павильоне "Мосфильма", под лестницей, куда поставили скамейки. Перед съемкой артисты и вправду выпили, грянул страшный скандал, съемки экстренно перенесли.

3-й улицы Строителей ни сейчас, ни тогда в столице нет и не было, как и в Санкт-Петербурге. На самом деле главную роль в фильме исполнил 16-этажный дом № 125 на проспекте Вернадского. В 2003 году на нем установили мемориальную доску.

Фильм имел грандиознейший успех. "Останкино" завалили письмами со всех концов страны с просьбой повторить картину. В 1977 году "Ирония судьбы…" получила Государственную Премию СССР, и в этом же году Рязанов подарил нашему кино новое грандиозное творение – ленту "Служебный роман".

Она была снята по пьесе "Сослуживцы", которую Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали всего за 30 дней. Кастинг тоже не отнял много времени: у режиссера на примете оставались актеры, которых он пробовал на роли в "Иронии судьбы…" Так, и Светлана Немоляева, и Алиса Фрейндлих, и Олег Басилашвили проходили пробы на предыдущую картину мэтра.

"Служебный роман" мгновенно стал популярным. Лиричный, тонкий, вневременной, окутанный прекрасной музыкой Андрея Петрова, этот фильм и сейчас занимает одно из первых мест в рейтинге лучших отечественных лент XX века.

Затем были "Гараж", "Вокзал для двоих", "Жестокий романс", "Забытая мелодия для флейты", "Дорогая Елена Сергеевна", "Небеса обетованные", "Старые клячи" и другие картины.

Последней лентой мэтра стало продолжение "Карнавальной ночи", но своим главным детищем он называл фильм "Андерсен. Жизнь без любви". Он не имел столь же громкого успеха у зрителей, но режиссер гордился этой работой. Придумав идею еще в 70-х годах, он долго вынашивал ее, вплетал религиозные мотивы, добавлял еврейскую тематику, соотносил жизнь датского классика и его сказки.

Каждый фильм режиссера становился событием. На Рязанова шли в кино, обсуждали, спорили, но всегда сходились в одном – все его работы бесконечно талантливы. Они созданы с огромной любовью к зрителю, и это нельзя не почувствовать.