Форма поиска по сайту

"Билокси-блюз": старая армейская история на новый лад

Фото: tabakov.ru

В камерном зале "Табакерки" вновь играют "Билокси-блюз". Премьера обновленной версии спектакля о тяготах армейской жизни шести американских новобранцев, которым предстоит отправиться на фронт убивать немцев и японцев, состоялась в ноябре 2013 года. Теперь играют новым составом. В грубых ботинках и форме цвета немытого бутылочного стекла перед зрителями вышагивают студенты третьего и четвертого курсов Школы-студии МХАТ: Павел Табаков (Юджин Джером), Никита Еленев (Дон Карни), Павел Шевандо (Джозеф Виковский), Эдуард Кашпоров (Джеймс Хеннеси), Владислав Наумов (Арнольд Эпштейн) и Антон Мараховский (Рой Сэлридж).

Впервые спектакль по пьесе драматурга и сценариста Марвина Нила Саймона на сцене "Табакерки" сыграли в 1987 году. В графе "режиссер" тогда значился Олег Табаков. А роли неоперившихся еще солдат исполняли Сергей Газаров, Андрей Смоляков, Алексей Серебряков, и чуть позже - Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Михаил Хомяков и Сергей Угрюмов. Нынешний восстановленный "Билокси-блюз" - результат творческих поисков Александра Марина.

Действие разворачивается во время Второй мировой войны на тренировочной армейской базе Билокси, куда привозят будущих защитников отечества – еврея-интеллектуала Эпштейна, агрессора и задиру Виковского, глуповатого простофилю Сэлриджа, мечтателя Джерома. Все они словно пластилин в руках деспотичного сержанта Мервина Туми (Александр Кузьмин), который с изощренным садизмом лепит из ребят бравых солдат: выпрямляет осанки, формирует характеры, провоцирует, пугает, насмехается и, это может показаться поначалу неочевидным, оберегает и защищает. Вполне себе типичная армейская история. Демобилизовавшийся в 1946 году Нил Саймон знал, о чем писать не понаслышке. "Билокси-блюз" появился на свет в 1985-м, а двумя годами позже по пьесе поставили одноименный фильм режиссера Майка Николса.

"Билокси-блюз" в театре-студии под руководством Табакова драматичен и комедиен в равных долях. Редкий зритель сдержит улыбку, наблюдая за "знакомством" новобранцев с прилипшей к жестяной миске солдатской кашей или за походом юнцов в публичный дом, где обитает роковая красавица Ровена (Изабель Эйдлен). Но вот Юджин Джером в минуту откровения делится планами на будущее: "Выжить и стать писателем", а его товарищ в одну из бессонных ночей оглашает печальную статистику – больше половины солдат погибают на фронте. "Из нас шестерых погибнут 4,8 человека". В зале повисает тишина, и как-то неловко становится наблюдать за проявлением тревоги и страха у этих молодых ребят, чьи жизни зависят от траектории снарядов.

До первого серьезного боя еще десять долгих недель, а в головах солдат уже угнездились мысли о смерти. Юджин предлагает друзьям игру – представить, что через неделю тебя убьют, и решить, как пройдут эти твои семь последних дней. Игра обозначает скорее не мечты, а характеры героев. Карни хочет петь в городском мюзик-холле, Виковский – закрутить роман с английской королевой, Хеннеси – побыть со своей семьей. И лишь Эпштейн выражает всеобщее желание – пусть сержант Туми сделает на глазах всего взвода 100 отжиманий. И он сделает, уступит. Этот жесткий, покрасневший от постоянного крика человек, выбравший сдержанного Эпштейна объектом муштры и травли, однажды, накачавшись спиртным, признается – он боится. Боится ни рикошета пуль, ни грохота орудий, ни ночных походов в неизвестность. Туми пугает лишь перспектива пребывания в госпитале для ветеранов. Уютный халат, шахматы с собратьями по несчастью, ежедневные размеренные прогулки. Что может быть страшнее для бравого вояки, вся жизнь которого - бой и борьба?

Уязвимые места есть не только у сержанта. Каждому есть, что скрывать: любовь и детскую привязанность к матери, нетрадиционную сексуальную ориентацию, немецкие корни. Но недаром Юждин Джером метит в писатели. Точные и емкие характеристики дает он своим товарищам, записывая ежедневные наблюдения в синей тетрадке, которой вскоре предстоит стать достоянием общественности и причиной раскола в узком кругу новобранцев.

Гаснет и вновь загорается на маленькой сцене свет, гремят двухъярусные железные койки на колесиках – единственный реквизит в спектакле, звучат из динамиков мелодии давно минувших лет, заглушаемые паровозными гудками. Мчится в зону боевых действий поезд, мелькают лица и спины мальчишек-фронтовиков, рушатся юношеские надежды, обрываются жизни. На каждом из шести солдат, проходивших подготовку на базе Билокси, война оставит индивидуальную отметку. Погибшие, контуженные, пропавшие без вести, забытые любимыми – вот такие они, скромные герои Второй мировой.

Алла Панасенко