Форма поиска по сайту

Ряд улиц в Москве перекроют вечером 2 мая

Возвращение к истокам: каким павильонам на ВДНХ вернут первоначальный облик

Фото: M24.ru

Двум павильонам на ВДНХ, более полувека находившихся под "саркофагами", вернут исторический облик. За восстановление высказались 77% "активных граждан". Респонденты, участвовавшие в опросе, посвященном судьбе павильонов ВДНХ, согласны с тем, что павильоны №14 "Вычислительная техника" и №15 "Радиоэлектроника и связь" нужно отреставрировать в стиле "сталинский ампир". Вопрос о том, вернут ли павильонам их историческое название, остается открытым.

Об истории павильонов, их будущем облике и других интересных открытиях на выставке – в материале M24.ru.

Павильон №14 "Вычислительная техника"

Здание было построено к 1939-му году как павильон "Азербайджанская ССР" по проекту архитекторов Дадашева и Усейнова. Раньше экспозиция павильона была посвящена развитию Азербайджана и его культуре. В 1963-м году помещение перепрофилировали и устроили там выставку достижений вычислительной техники.

Фото: vvcentre.ru

Фасад этого павильона облицован разнообразными орнаментами восточной архитектуры. Главным украшениям здания является надвходная арка. Вход украшен золотыми гроздьями винограда и мозаичным орнаментом. Ранее павильон также декорировали бронзовые золоченые решетки. Двери павильона выполнены в виде деревянной мозаики. Вместо привычных окон – национальные шебеке. Их создавали из дерева и цветного стекла без применения гвоздей или клея.

Фото: M24.ru/ Владимир Яроцкий

Внешний вид этого павильона существенно изменили в 50–60-е годы прошлого века – тогда здание завесили фальшфасадом. На сегодняшний день его сняли.

Павильон №15 "Радиоэлектроника и связь"

Павильон, который изначально назывался "Поволжье", построили в 1939 году по проекту архитектора Знаменского. В то время здание венчала статуя народного героя Василия Чапаева, скачущего на коне. Кроме того, фасад павильона украшал барельеф, посвященный земледелию.

Фото: pastvu.com

Однако уже в 1954 павильон полностью реконструировали по проекту архитекторов Яковлева и Шошенского. На боковых крыльях обновленного здания были изображены Сталинградская и Куйбышевская гидроэлектростанции, из которых в бассейны, облицованные голубым стеклом, лилась вода. На фасаде появились изображения сражений под Царицыном и Сталинградом, а на боковых стенах – скульптуры матроса и солдата.

Фото: M24.ru/ Владимир Яроцкий

В конце 50-х годов павильон также закрыли алюминиевым фальшфасадом. В постсоветское время здесь размещались торговые площадки.

Павильон №11 "Металлургия"

Здание павильона было построено в 1937 году по проекту архитектора Костенко и изначально называлось "Казахская ССР". Здание представляло собой шестиугольник, окруженный галереей и увенчанный декоративной башней. В 1939 году павильон реконструировали по проекту архитектора Безрукова: башню заменили на конусовидный купол, а фасады, окрашенные в бело-голубые тона, украсили орнаментами.

Фото: vvcentre.ru

Однако уже к 1940 году павильон Казахской ССР по проекту Петрова и Халина украсили новыми барельефами, изображающими земледелие Казахстана, на центральной части фасада установили скульптуру поэта-акына Джамбула Джабаева. А окна украсили орнаментальной решеткой, напоминающей узорные казахские ковры.

Фото: vvcentre.ru

В 1963 году павильон было решено перепрофилировать и разместить здесь экспозицию "Металлургия". Здание закрыли алюминиевым фальшфасадом. Столичные власти в скором времени планируют убрать фальшфасад с павильона "Казахская ССР". Проект находится на согласовании в Росгосэкспертизе. В свой исторический павильон заедет выставочный центр Республики Казахстан.

Патриотический горельеф в павильоне "Центральный"



Помимо внешнего облика павильонов, исторические элементы возвращаются и во "внутреннюю" жизнь выставки.

Фото: предоставлено пресс-службой ВДНХ

До 1958 года в одном из залов павильона "Центральный" главным экспонатом считался монументальный горельеф "Знаменосцу мира - советскому народу - слава!". Позже скульптурную композицию закрыли панелями, и ее никто не видел до нынешних времен. Горельеф открыли заново во время реставрации. Его автор – создатель волгоградского монумента "Родина-мать зовет!" Евгений Вучетич.

Напомним, первый этап реконструкции ВДНХ завершился 1 августа – в день 75-летия выставки. На ее территории отремонтировали десятки площадок, воссоздали первоначальный вид Зеленого театра, а также разбили цветники и отремонтировали исторические фонтаны.

В честь юбилея ВДНХ Сергей Собянин предложил вернуть выставочному центру историческое название и "освежить" его территорию. 15 мая ВВЦ был переименован в ВДНХ. При этом территория ВДНХ увеличилась в два раза за счет Ботанического сада и Останкинского парка - там убрали заборы, разграничивающие места отдыха.

Территорию выставки также освободили от большей части нецивилизованной торговли. Всего было ликвидировано порядка 300 различных незаконных строений.