Форма поиска по сайту

Иуда-спаситель и Иуда-мученик:режиссер Андрей Богатырев о новом фильме

Андрей Богатырев. Фото: judas-film.ru

Почему Иуда предал Христа? Возможны ли ложь во спасение и убийство во благо? Ответить на эти непростые вопросы решился молодой режиссер Андрей Богатырев - сняв фильм по повести "Иуда Искариот" Леонида Андреева.

В произведении, написанном в 1907 году, главный предатель мировой истории показан настоящим мучеником, благодаря которому Иисус смог доказать всем свое божественное происхождение. Фильм "Иуда" в столичных кинотеатрах начнут показывать 20 марта. Накануне премьеры корреспондент M24.ru побеседовал с режиссером "Иуды" Андреем Богатыревым.

Андрей Богатырев. Фото: judas-film.ru

- Андрей, расскажите, как и почему вас заинтересовал провокационный "Иуда Искариот" Леонида Андреева?

- Я влюбился в это произведение еще будучи студентом третьего курса. Решил, что когда-нибудь обязательно экранизирую "Иуду Искариота" - причем добавив в него что-то свое.

Многое "раззадорило" мой интерес к повести: и то, что в церкви много формализма, и то, что Иуда сам по себе – отличный образ свободного человека, который ищет смысл во всем, что вокруг него происходит.

- В вашем фильме – по крайней мере, у меня сложилось такое впечатление – Иуда еще более положительный персонаж, чем в повести Андреева.

- У меня не было задачи "влюбить" зрителя в Иуду. Но нужно было сделать так, чтобы он задумался о тех категориях, на которых построен фильм, а затем пришел к неким выводам. Однако сам я полюбил Иуду и мне, конечно, хотелось бы, чтобы зритель ему симпатизировал. Всех нас создал бог, и все мы ему для чего-то нужны. Вот и Иуда был нужен – для того, чтобы пройти свой путь.

Своих мыслей я, впрочем, никому не навязываю: у каждого есть личный опыт и здания. Именно опираясь на них, и нужно прийти к собственным выводам.

- Но ведь не всем, наверное, удастся принять подобную интерпретацию библейских событий.

- Конечно, найдутся те, кто не сможет понять моего героя. Но если зрителю ничего не дает просмотр фильма, в этом виноват, в том числе, и он сам. Как говорил Набоков, не бывает скучных книг – бывает скучный читатель.

Если человек "закостенел" в каких-то догмах и не хочет ни о чем размышлять – это плохо. Догма – это в каком-то смысле смерть. В нее нужно верить, но иногда ее следует "модернизировать", ведь все в мире должно иметь какое-то развитие. Если ты стоишь на месте, ты никуда не придешь – ни к богу, ни куда-то еще.

Андрей Богатырев. Фото: judas-film.ru

- Иуда в вашем фильме выступает как самостоятельный проповедник. Тем самым он дополняет Иисуса?

- Дополнить он никого не может: Иуда прожил собственную жизнь, у него есть уникальный опыт. Но этот человек впечатлен личностью Иисуса, потому что именно в ней он видит надежду на спасение мира.

То, что говорит Иуда – отчасти интерпретации слов Иисуса, а отчасти – его личные мысли. Так что да, он тоже, конечно, проповедник.

- Насколько я знаю, фильм снимался на Мальте. Почему вы выбрали именно это место?

- Мы принципиально не хотели снимать в Иерусалиме. Во-первых, там многие уже делали фильмы, а во-вторых, мы хотели показать, что формальные вещи – например, что апостолов было 12, а Голгофа являлась горой – не так важны. Главное - в сути, а не в форме. Так что последнюю мы специально сделали неточной. Отсюда и Мальта.

- В самом начале фильма Иуда рассказывает притчу о рыбаке, который убил человека и тем самым, якобы, спас ему жизнь. Значит ли это, что ваш герой уже тогда понимает свое предназначение? Или сомнения терзают его до конца?

- Он постепенно начинает открывать для себя свое предназначение, принимать Иисуса, любить его. Решаясь в конце на свой поступок, он уже полностью верит Христу.

Если верить в Иисуса, смерть Христа на кресте вовсе не так страшна – ведь он живет вечно. Так что Иуда, по сути, ничего ужасного не сделал: он предал Христа в руки людей, чтобы тот смог пройти свой путь до конца.

"Иуда". Фото: judas-film.ru

На мой взгляд, Иуда сделал это ради самого Христа. Это как в фильме "Тот самый Мюнхгаузен". Помните, Марта в конце кричит: "Я буду ждать тебя, я буду любить тебя, я буду тебе верна!", а Мюнхгаузен ей отвечает, что не надо. Тогда она говорит: "Они положили мокрый порох, ты не сможешь улететь". Вот то, что нужно! Марта готова потерять Мюнхгаузена ради его мечты. Так же и здесь: Иуда предает Христа, потому что любит его, потому что понимает, что нашел то, ради чего Христос может и хочет умереть – ради людей.

- Насколько важно (или, может быть, не важно) было для вас придерживаться оригинала – повести Андреева – при создании фильма?

- Это не имело особой важности. Фильм ведь снят лишь по ее мотивам. Какие-то вещи мы снимали по Андрееву, что-то дополняли от себя. Есть несколько сцен, которые мы сами придумали.

- Насколько перекликается "Иуда" с нашим временем?

- Думаю, сейчас пришло время переосмыслить некоторые догмы, которые уже давно перестали работать. Я буду рад, если мой фильм поможет думающим людям сделать шаг к некоторому их обновлению.

К тому же, эта история, на мой взгляд, актуальна всегда: я считаю, что у каждого человека есть свой уникальный путь и каждый человек для чего-то нужен богу. Иуда прекрасно демонстрирует мою точку зрения.

- Но ведь ваш Иуда, наверное, не прошел свой путь до конца: он не дождался воскрешения Христа.

- Он и так знал, что это случится. В конце фильма Иуда искренне поверил в Христа, в вечную жизнь, в то, что никуда не исчезнет, когда покончит с собой. И потому он просто уходит – не от грусти, не от сомнений в своем поступке, а просто потому, что сделал все, что мог. Потому, что пришло его время.

Алексей Шевченков. Фото: judas-film.ru

Иуда раскаивается перед богом за те грехи, которые натворил в своей жизни. А когда он уходит, идет дождь - как символ того, что бог прощает моего героя. Господь ведь намного добрее, чем мы думаем: его нужно не бояться, а любить. Думаю, момент любви самый важный: мы не рабы божьи, а его дети.

- Почему вы выбрали такую форму подачи материала – "дрожащая" камера, которая снимает с руки, большое количество крупных планов?

- По образованию я документалист, поэтому для меня это было важно. Также было важно, чтобы у моих героев были грязные ногти, желтые зубы. Причем не только потому, что это некий "историзм": я хотел, чтобы кино получилось психологически достоверным. Чтобы чувствовалось, что персонажи в съемочном пространстве по-настоящему живут.

- Наверное, вам было очень тяжело найти актера на роль Иуды. Как вы выбрали Алексея Шевченкова?

- Я увидел Алексея в фильме "От 16 и старше", где он сыграл маленькую роль. Он мне очень понравился, да и наш оператор Дмитрий Мальцев посоветовал мне посмотреть этого актера.

Алексей приехал, мы поели супа в какой-то кафешке, немного поговорили о футболе… в итоге на роль я выбрал именно его.

Шевченков – очень добрый и легкий человек. Он, как и Иуда, через многое прошел в своей жизни. Я чувствовал, что он полностью готов для этой роли. Потом Алексей рассказал мне, что он всю жизнь мечтал об этой роли. Именно мечта помогла ему не сыграть, а прожить жизнь Иуды.

- Алексей хотел сыграть Иуду именно в этом качестве?

- Да, именно "Иуду Искариота". Он, как и я, в институте прочел это произведение. Этот герой - его личный Гамлет.

Сегодня мы с Алексеем не только продолжаем работать вместе, но и стали друзьями. Недавно вместе снялись в фильме "Архипелаг" , а еще сделали документальный фильм о Кремле. Шевченков - в каком-то смысле мой учитель. Вообще, в этом фильме у меня было много учителей... А еще на съемках я нашел свою любовь - актрису Ольгу Сташкевич, которой недавно сделал предложение.

- Она играет Марию, если я не ошибаюсь?

- Да-да.

"Иуда". Фото: judas-film.ru

- В общем, для вас "Иуда" - во всех смыслах новая страница в жизни.

- Это точно.

- А что дальше в планах? Документалистика?

- Нет, признаюсь, я всегда хотел снимать игровое кино. На "документальный" факультет поступил случайно. Чему я, впрочем, очень рад - я считаю, что это тоже было не просто так. Сейчас я снимаю клипы, чтобы заработать и набить руку. А летом приступлю к созданию нового фильма. Подробностей, правда, пока не буду раскрывать – для этого еще слишком рано.

Беседовала Анна Теплицкая