Форма поиска по сайту

"Новое кино Австрии": Мигранты, феминистки и геи

Накануне в московском кинотеатре 35MM завершился II фестиваль "Новое кино Австрии". В этом году российской публике было представлено три полнометражных фильма и программа короткометражного кино. Фестиваль ярко продемонстрировал, что в настоящее время волнует и вдохновляет европейцев.

"Стена" (Die Wand), режиссер – Юлиан Пельслер

Фото: kino35mm.ru

Фильм, открывший фестиваль в среду, можно назвать лучшей работой из всех представленных. Режиссер Юлиан Пельслер экранизировал одноименный роман австрийской писательницы Марлен Хаусхофер, написанный в 1964 году. Эта картина не для любителей легкого кино. Угрюмая женщина средних лет (Мартина Гедек) приезжает погостить к друзьям в горы. Те уходят за покупками в деревню... и не возвращаются, а наутро героиня обнаруживает, что некая сила возвела вокруг охотничьего дома на отшибе невидимую стену. Вопрос о том, как появилась стена, отходит на второй план, на первом – женщина, которая остается один на один с собой, своими страхами и безграничным одиночеством. На протяжении почти двух часов Пельслер исследует процессы, происходящие с человеком, оказавшимся в полном вакууме и безвременье, и трансформацию его личности. Действие развивается медленно, героиня как прозревший слепой заново учится понимать природу и жить с ней, однако все, что она делает, бессмысленно – здесь нет ни веры, ни любви. Режиссерская работа выше всех похвал – автор умудряется балансировать на грани глубоко психологического кино и хоррора и до конца не перестает удивлять поворотами сюжета. Вторая жена (Kuma), режиссер – Умут Даг

Фото: kino35mm.ru

С этого фильма программа фестиваля "покатилась по наклонной". Предполагается, что картина должна повествовать о сложном процессе ассимиляции мигрантов-мусульман в западную культуру, однако на деле сюжет, мягко скажем, удивляет и вызывает отвращение к тем самым мигрантам, а также ощущение, что кроме них в Австрии никого не осталось. Лента повествует о кроткой и работящей деревенской девушке Айше, которую привозят в Европу, чтобы та заменила умирающую от рака жену уже немолодого мужчины. Интересно, что подобная идея пришла в голову именно больной – засыпая и слыша, как за стенкой муж лишает девственности Айшу, она счастливо улыбается, что уже, признаться, странно.

Но дальше становится еще интереснее: женщина после операции идет на поправку, а вот ее муж неожиданно умирает из-за несчастного случая, и вот тогда из шкафов начинают сыпаться скелеты, а абсурд нарастает как снежный ком. Старший сын, высокий красавиц турок оказывается геем (в момент слезного откровения так и вспоминается песня Валентина Стрыкало "Мама, я гей", зал хохочет), тихоня Айша занимается сексом в магазине, а больная раком женщина чуть не забивает развратницу ногами насмерть. Конец остается открытым.

"Рай: Вера" (Paradies: Glaube), режиссер Ульрих Зайдль

Фото: kino35mm.ru

Из всех участников фестиваля этот фильм самый скандальный. "Одна из киносенсаций 2012-2013 годов – объездившая три главных кинофестиваля трилогия Ульриха Зайдля "Рай". Первая часть, "Любовь", была показана в Канне, третья, "Надежда", только что вернулась из Берлина, а вторая, "Вера", изрядно взбудоражила прошлогодний Венецианский кинофестиваль", – сообщают организаторы.

Героиня Зайдля – фанатичная сотрудница рентгеновского кабинета Анна-Мария. Все свободное время она посвящает молитвам, попыткам обратить в католичество заблудшие души и пению о любви к Иисусу Христу. Повествование монотонно, здесь крайне мало диалогов – зритель как бы следит за жизнью героини в замочную скважину, боясь издать лишний звук. И не зря, ведь оказывается, что любовь Анны-Марии к Христу – это всего лишь влечение разочарованной женщины к идеалу мужчины, в том числе сексуальное.

Сцена, где Анна-Мария мастурбирует, облизывая распятие, явно призвана сделать фильм скандальным, однако остается вопрос – неужели режиссер не может донести мысль, не скатываясь в вульгарщину и откровенный эпатаж. Картина обречена стать громкой, ведь Зайдль создавал ее по уже проверенному алгоритму: нещадно эксплуатируя тему феминизма, миграции и инвалидов (муж Анны-Марии – мусульманин, прикованный к инвалидному креслу). По сути это еще один фильм об одиночестве современного человека.

Программа короткометражного кино

Фото: kino35mm.ru

В эту часть фестиваля вошло шесть работ, четыре из которых продолжили муссировать одни и те же темы. Мультфильм "366 дней" – о молодом санитаре "скорой помощи" Патрике, который решил делать добро одиноким пациентам, картина "Люк" – о молодой паре мигрантов из Восточной Европы, которые отдают ребенка в приют, так как не могут заработать на жизнь, мультфильм "Канцлер" – об австрийском диктаторе 30-х годов Энгельберте Дольфусе, а самый лучший и добрый фильм – "Наша песня", об отце-одиночке, по совместительству растамане и музыканте Кони.

Впечатление от фестиваля осталось неоднозначным. Работа Юлиана Пельслера, не в пример остальным полнометражным фильмам, доказала, что австрийцы могут снимать хорошее, настоящее кино. Вся программа оказалась объединена одними и теми же темами, что дало отчетливое представление о том, чем дышат нынче на родине короля вальсов. А дышат одиночеством. Все работы социальны и говорят о кризисе общества, разобщенности людей и стремительной потере духовности. Однако надежду дает "короткометражка" о растамане Кони. Она хоть и не заканчивается хеппи-эндом, зато герои живые и настоящие, способные на любовь.

Мария Аль-Сальхани