Фото: 123RF/sakkmesterke
Логика родителей, поощряющих детей, проста: школа – это работа, а за нее принято платить. Однако такая практика опасна, отметила в разговоре с Москвой 24 специалист Московской службы психологической помощи населению департамента труда и социальной защиты населения Екатерина Игонина.Фото: 123RF/bowie15
Мотивация, по словам Игониной, – одна из главных движущих сил в жизни каждого, но без потребности ее не существует. И чем она значимее, тем сильнее проявляется готовность тратить силы и время на ее удовлетворение. Психолог назвала несколько потребностей, которые поддерживают учебную мотивацию ребенка. Познавательная – позволяет удовлетворять естественное любопытство. Социальная – хорошая успеваемость обеспечивает уважение и авторитет среди одноклассников. Эмоциональная – помогает получать позитивные эмоции и укреплять самооценку, когда ребенок преодолевает трудности и достигает поставленных целей. Самоуважение – успешный ученик регулярно получает одобрение в виде хороших оценок и похвалы от учителей и родителей. Потребность в саморазвитии связана с тем, что образовательный процесс интересен ребенку, ему хочется постоянно расширять кругозор. Специалист отметила, что финансовое поощрение учебы и выполнения домашних обязанностей может привести к негативным последствиям в будущем. Кроме того, если ребенок привыкает получать плату за уборку в своей комнате или вынос мусора, он вряд ли сделает это безвозмездно, даже если родители заболеют или окажутся в трудном материальном положении.Фото: 123RF/tomwang
Когда взрослые превращают домашние обязанности или успехи в школе в товар, они незаметно подменяют доверительные отношения с ребенком рыночной сделкой. Вместо безусловной поддержки и эмоциональной близости семья рискует стать площадкой для обмена: "ты – мне оценку, я – тебе деньги". Так исчезает ценность совместных усилий, а любовь и гордость близких начинают измеряться в рублях, отметила Игонина.Читайте также