Многие мотоциклисты думают про себя: "Вот вырасту, разбогатею и стану делать красивые мотоциклы. И дело интересное, и деньги большие платят - чем не жизнь?" Действительно, чем? О том, насколько легко жить кастомайзеру, выпускающему мотоциклы в единственном экземпляре или малыми сериями, - сетевому изданию M24.ru рассказал Сергей Мальцев.Сергей - владелец единственной частной мотоциклетной мастерской в России, имеющей право на выдачу ПТС (паспорта транспортного средства), шестикратный Чемпион России по кастомайзингу. Беседа проходит непосредственно в мастерской. Мы сидим в кабинете, а в паре метров от нас механики возились с байком. Сейчас их в работе несколько.
Сергей Мальцев. Фото: m24.ru/Ярослав Кириллов
Еще на входе в мастерскую обращаю внимание на один из мотоциклов. Оказывается, это мотоцикл Хирурга, на нем будут менять бак. Отвлекшись от очень впечатляющего "мота", все же расспрашиваю Сергея, как это все началось и каким он видит будущее кастомайзинга в нашей стране.
Началось все традиционно. Сначала была "Верховина", затем "Минск", старая "Ява", а потом армия и первое байк-шоу в 1995 году.
Сергей вспоминает: "Уже в следующем году я помогал делать байк-шоу. Вместе с "Ночными волками" чуть позже строил байк-центр. Незабываемое время было: все братья, все делятся идеями, мечтами. Помню, Гринго рассказал сон, мол, видел машинку для набивки татуировок. И сделали ведь мотоцикл по этому сну - мотоцикл в виде машинки для тату. А потом само собой как-то пошло: купил в 2006 году этот бизнес - у фирмы уже было право выдавать ПТС, - сделал мотоцикл для чемпионата России, а потом и на Европу, и на чемпионат мира свои кастомы выставлял. В итоге у нас в 2010 на Европе седьмое место, на ЧМ - девятое. Причем только с 2009 года Россия принимала участие в ЧМ. Заняли в общекомандном зачете 18 место, а в классе "бобберов" - первое. Неплохо, согласись?"
Я соглашаюсь и спрашиваю, как дела пошли дальше, при этом мне рисуются красочные и сказочные картины, но... меня приземляют. Участие в таком мероприятии, как ЧМ, - дело мало того что затратное, так еще и каверзное - море бумажной волокиты. Дело в том, что участникам чемпионата Европы из числа призеров дают деньги на доставку мотоцикла в Америку на ЧМ, а там одна бумажная морока с ума сведет.
Фото: m24.ru/Ярослав Кириллов
С заказами в России дела обстоят так: приходит человек, условно говоря, с мешком денег и просит сделать ему мотоцикл, "как в кино". Такие покупатели как правило и ездить-то на мотоцикле не умеют, а просят "вынести" руль и расширить задний каток. Сергей Мальцев говорит, что 8 из 10 клиентов он вынужден отговаривать от этой идеи: заказчик имеет желание и средства, но ему не хватает умения трезво оценить ситуацию.
Сергей уверен, что владелец должен сначала сезон-два откатать на штатном мотоцикле, а уж затем думать над идеями "заточки" транспортного средства под себя. "Это как купить вертолет, а потом не знать, куда и как лететь", - говорит кастомайзер.
По его словам, у обычных мотоциклистов денег обычно нет, это аксиома. "Если в первый год мастерская сделала 6 мотоциклов "с нуля", то сейчас за два года один - тема стала менее модной. Сегодня мастерская занята более простыми работами: поставить широкий каток, заменить бак, руль "вынести". В феврале будут звонить по 10 раз на дню и просить: сделай мне мотоцикл к маю. Как?! Если я все брошу на производство, то и тогда не успею. Проблема в смежниках. Да, есть предприятия с нужными станками с ЧПУ (
числовое программное управление - прим. ред.). Звоню, а мне в ответ: "все мощности заняты, делаем ножи для мясокомбината. Вот приходи через 2 месяца, только не опаздывай, и тогда сделаем тебе работу".
Фото: m24.ru/Ярослав Кириллов
Сергей говорит, что главные проблемы его бизнеса в России связаны с коротким сезоном и бюрократическими проволочками. "Мой мотоцикл "с нуля" стоит где-то от 60 тысяч долларов. С учетом растаможки выходит дешевле, чем заказывать за границей. Но вот само производство таково, что мне проще и быстрее деталь изготовить, скажем, в Бельгии. У меня сейчас есть право выдавать ПТС на мотоциклы 5 типов, сертифицировать каждый из них стоит 23 тысячи долларов. Мне надо решать проблемы с самыми разными организациями от Роспотребнадзора и пожарных до не знаю, еще кого. Рад бы "гайки покрутить", да кто за меня все организовывать будет? В Америке все на несколько порядков проще. Вот приезжаю в Стуржис в Южной Дакоте - это самое главное мотоциклетное место. В дни проведения чемпионата легковую машину там увидеть нельзя - миллион мотоциклов, гигантский бизнес. А у нас сезон 3 месяца. Будь любезен успевать все к сроку".
Мотоцикл для участия в любом чемпионате - дело очень дорогое. Сергей вспоминает, что байк под названием "Москва", сделанный для ЧМ и ЧЕ, обошелся дороже 150 тысяч долларов, причем это мотоцикл для дороги, а не исключительно для шоу.
Фото: m24.ru/Ярослав Кириллов
Спрашиваю, кто здесь работает, - Мальцев отвечает даже несколько озадаченно: "Знаешь, кто только у меня не работал. Человек сто прошло, наверное. Объединяет их, пожалуй, одно. Это обычные наши парни. Люди, не желающие размениваться на торговлю, ценящие свой труд, - фанаты своего дела. Но они здесь и зарабатывают. Не сразу, конечно, но в итоге получают неплохо".
"Ты пойми, я сам объездил весь мир, - добавляет он. - И понял, что самое лучшее - это делать свое дело 24 часа в сутки. Мало того, мне за него, за дело, еще и платят. Неплохо?"
Действительно, неплохо.
Выхожу в зал и беседую с мастерами. Вот Михаил, 26 лет, из специального образования - только средняя школа. Он работает в мастерской уже 2 года и считает, что его привело сюда стечение обстоятельств. Но стечение удачное: здесь он может реализовать свой творческий потенциал. Так же, как и его коллега Александр. Изначально он занимался аэрографией, но здесь пришлось освоить и сварку и жестяные работы. Ездит на мотоцикле, само собой, с детства.
Как и уверял меня Сергей, эти люди - своего рода фанатики. Мало того, руководитель добавляет: "знаешь, если говорить о творческой составляющей, то 70% - это мои идеи. Но остальные 30% - это работа коллектива. Пока есть этот коллектив, я буду работать. Вот так еще скажу. Чтобы быть рентабельным, мне надо отказаться от сертификации, уйти, что называется, в гаражи. Я сталкиваюсь с подобным "гаражным" творчеством: привозят мне мотоцикл, а в нем такого наворотили, что просто диву даешься. Что-то не хочется мне такого. Работа ведь у нас сложная, даже подготовить мотоцикл под покраску - это две недели. Мотоцикл "с нуля" - это полгода. Переделка - это тоже 3-4 месяца. Хлопотно, а самое главное, волокита заела. Причем, мне препон никаких не чинят, удивляются даже. Спрашивают, зачем тебе это нужно?".
Опять прохожу мимо мотоциклов. Что-то разобрано и ждет покраски, что-то варят. До сезона еще далеко. Спят "усталые игрушки". Но они через какое-то время обязательно проснутся для своей беспокойной, но очень красивой жизни. Не очень это просто, кастомайзинг по-русски.
Дмитрий Кафанов