Форма поиска по сайту

Зоны досмотра пассажиров появятся в метро уже в этом году

Фото: ИТАР-ТАСС

Первые пункты досмотра пассажиров в подземке появятся уже в 2013 году, сообщил M24.ru начальник Московского метрополитена Иван Беседин.

Досмотровые зоны заработают на нескольких станциях, сказал Беседин, но не уточнил, на каких именно.

Источник в метрополитене пояснил M24.ru, что на входах на станции разместят рамочные металлодетекторы для досмотра пассажиров и рентгеновские установки для сканирования багажа. На закупку оборудования для всех станций может быть потрачено более 550 миллионов рублей. Тендер планируется объявить до конца осени. При этом досматривать будут далеко не всех: через рамки придется пройти лишь пассажирам, демонстрирующим "неадекватное или агрессивное поведение". В будущем досмотровые зоны появятся на входах во все станции - их около 300.

Ранее Министерство транспорта России объявило, что все станции в метрополитенах Москвы и Санкт-Петербурга должны быть оборудованы зонами досмотра пассажиров к 2017 году. На московских вокзалах металлодетекторы начали работать с апреля этого года. Напомним, в конце 2010 года на станции "Охотный ряд" установили рамочные металлодетекторы и ленты для досмотра багажа. О результатах эксперимента не сообщалось.

Зампред комиссии Мосгордумы по безопасности, президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров говорит, что безопасность в метрополитене надо усиливать, однако в работе досмотровых зон есть несколько спорных моментов. "Первый вопрос, кто и как будет выявлять в огромной толпе подозрительных людей, которых стоит досмотреть через рамки металлодетекторов", - отметил он. По мнению Гончарова, это должны быть не просто сотрудники полиции, а специалисты с психологическим образованием, которые могут выявить потенциально опасного преступника.

"В первую очередь, конечно, будут "прогонять" через рамки гастарбайтеров. Однако в целом пассажиропоток в метро в несколько раз больше, чем на вокзалах или аэропортах, и выше доля тех, кто выглядит "подозрительно". Как организовать работу досмотровых зон, чтобы она не привела к возникновению заторов, – на этот вопрос до сих никто не давал ответов", - заявил Гончаров.

Зампред Общественного совета при ГУ МВД России по Москве Антон Цветков в свою очередь считает, что досмотровые зоны в подземке действительно нужны. "В первую очередь они необходимы на станциях, где есть переход на вокзалы и крупные транспортно-пересадочные узлы, а также на конечных станциях, расположенных уже в Московской области - там идет большой пассажиропоток", - говорит эксперт.

При этом детекторы должны быть установлены на входах до турникетов. "Где вестибюли небольшие, возможно, придется подвинуть или убрать часть турникетов, чтобы досмотровые зоны не мешали проходу пассажиров", - говорит Цветков.

Напомним, московское метро – второе по загруженности в мире после токийского, его ежегодный пассажиропоток составляет 2,4 млрд человек. В последние годы в метро внедряется новая комплексная система безопасности. На станциях и в переходах есть системы видеонаблюдения, информационные табло, тревожные кнопки. Полицейские используют портативные обнаружители паров взрывчатых веществ и ручные металлодетекторы. На станциях, в районе которых часто проходят массовые мероприятия - футбольные матчи, концерты, митинги, создаются штабы из сотрудников МВД. В метро также будет создана система интерактивного интеллектуального видеонаблюдения. В вестибюлях установят сотни новых камер с высоким разрешением, которые подключат к специальной программе. Это позволит предотвращать происшествия, распознавать в толпе агрессивных граждан, отслеживать судьбу брошенных сумок. Лица тех, кто просит милостыню, занесут в специальную базу. А пассажиров, которые ездят в метро постоянно, система "запомнит" и со временем перестанет выявлять.

София Сарджвеладзе