Форма поиска по сайту

Участница проекта "Живые поэты" Софья Левицкая – о стихах и предвидении

Фото предоставлено автором

У нее медные волосы и большие глаза, ей семнадцать лет, она живет в Самаре и учится в музыкальном училище. Но хрупкая внешность и еще небольшой жизненный опыт не объясняют, из какого сора растут такие взрослые и непростые стихи. Представляем вашему вниманию первый из серии дополнительных материалов к проекту "Живые поэты" – интервью с Софьей Левицкой, молодым автором из Самары.

– Как стихи появились в твоей жизни?

– Честно сказать, почти не думала об этом, а когда думала – не могла вспомнить. Несколько дней назад учительница, которая преподавала литературу в моей школе, рассказала о том, как я в пятом классе принесла ей тетрадь с какими-то стихами. Думаю, найди я ее сейчас – убедилась бы, что это не самая приятная вещь, которую можно читать.

У меня никогда не было такой цели – сесть, написать стихотворение – я просто пишу. Это как накопление чего-то: живу, хожу, в течение нескольких дней, недель, месяцев внутри копится энергия, мысли, которые выливаются в итоге в стихотворение или несколько стихотворений.

– Да, с одной стороны, стихи – это процесс накопления мыслей. Но с другой – поэт полностью сконцентрирован на конкретной эмоции, отдан конкретному моменту жизни, у поэтов, вообще говоря, нет памяти. Получается конфликт, можешь прокомментировать?

– Думаю, да. Те мысли, которые автор закладывает в стихи, то, о чем он говорит, не исключает того, что он накапливает энергию. Правильнее всего будет сказать – я коплю не воспоминания и не мысли, а именно энергию.

– В твоем стихотворении, опубликованном в рамках проекта "Живые поэты", ты обращаешься к девушке от мужского имени. Это довольно популярный поэтический прием – чем он обоснован в твоем случае?

– У меня нет такой привычки – писать от лица противоположного пола. Наверное, я использовала его подсознательно. Просто любовное обращение мужчины к женщине – более привычный формат отношений, чем другие, и стихотворение воспринимается легче. Конкретно это стихотворение было написано быстро, сразу таким, как оно есть, и ни разу не редактировалось.

Если углубиться в этот вопрос, то для меня женский и мужской пол различаются не сильно – когда я общаюсь с человеком, в последнюю очередь обращаю внимание на его пол, любые другие внешние признаки.

– Читая твои стихи, я пытался представить себе человека, написавшего их. Теперь, увидев тебя, понимаю, что все мои представления были ошибочны, и что твои стихи старше тебя. Представь себе, что ты оказалась перед зеркалом, в котором отражается душа – что ты увидишь?

– Я чувствую себя старше своего возраста на какое-то количество, может быть не лет, а пережитых эмоций, мыслей, о которых успела написать. В этом зеркале я бы увидела как и некоторое количество опыта за плечами, так и какие-то вещи, о существовании которых я знаю, но еще не понимаю зачем они нужны, и что с ними нужно делать.

Думаю, слово "опыт" в моем случае – это не мой личный небольшой опыт, который я за свои 17 лет успела приобрести. Скорее, это опыт прошлого, если принимать вероятность существования прошлых жизней, что-то, что было вложено в мою память изначально.

– Расскажи о нескольких самых ярких событиях, произошедших с тобой за последнее время.

– Первое: недавно я прочла "Тюремную исповедь" Оскара Уайльда и была поражена до глубины души. Второе: первая поездка в Санкт-Петербург. Третье: ночь, которую я провела у одной из участниц "ПМ" ("Поэтическая мастерская" – творческое объединение литераторов из Самары, курируемое Романом Мнацакановым – прим. автора). Утром моей подруге позвонили и сказали, что у нее умирает дедушка. До этого, сидя на подоконнике, я некоторое время писала стихотворение про смерть, я чувствовала ее.

– На мой взгляд, это одна из черт поэтического таланта – возможность в тексте, над которым работаешь, увидеть и описать события грядущего, выйти стихотворением за пределы времени. Кроме этой ситуации, с тобой случалось еще что-нибудь подобное?

– Несколько раз – через сны. Из снов ощущения попадали в стихи, а потом уже я замечала их в реальной жизни. Кстати, недавно приснился интересный сон. Мне и многим моим друзьям – много времени проводим вместе, сильно эмоционально связаны друг с другом – в последнее время часто снится война. Война, идущая в театре, концертом зале – и я в ней выступаю за сторону, где находятся сиденья, против тех, кто стоит на сцене.

Фото предоставлено автором

– У меня осталось два вопроса – похожих, но очень разных. Софья, почему ты пишешь? И зачем ты пишешь?

– Почему – потому что не могу этого не делать. У меня никто не спрашивает, хочу я этого или нет, это просто происходит. А зачем… Для того, чтобы что-то поменять: человек читает стихотворение, и оно становится для него открытием. Я еще не добилось этого от своих стихов – у меня меняется стиль и манера, я ищу и в силу своего возраста, думаю, еще могу себе это позволить.

Беседовал Андрей Орловский