Форма поиска по сайту

Пять лет без Людмилы Гурченко: топ легендарных ролей в кино

Фото: ТАСС/Анатолий Рухадзе

Пять лет назад не стало народной артистки Людмилы Гурченко. Людмила Марковна не обижалась, когда ее звали Люся. В этом не было ничего фамильярного, наоборот, такое отношение с особой теплотой означало для нее народную любовь. Ее называли женщина-фейерверк, женщина-праздник. Память об актрисе жива и сегодня. В Москве регулярно открываются выставки, посвященные Гурченко, а в музее "Мосфильма" неизменной популярностью пользуется экспонат, относящийся к кинокартине "Идеальный муж" – розовое платье, по которому можно судить о размерах ее талии.

Редакция m24.ru вспомнила несколько ярких образов, созданных Гурченко в кино.


Леночка Крылова

Кадр из фильма "Карнавальная ночь"

Роль Леночки Крыловой в сценарии Бориса Ласкина и Владимира Полякова изначально не была в числе выигрышных. Эльдар Рязанов видел главным персонажем, вокруг которого строились все фабульные элементы, Серафима Огурцова – в фильме его сыграл Игорь Ильинский. Гурченко единственная из всех актрис на пробах пела своим голосом. Ее конкурентки вокальными данными не обладали, им включали фонограмму. Несмотря на это преимущество, на худсовете ее не рассматривали в числе претенденток на роль – проба вышла неудачная, снимали наспех. Попасть в киноленту Гурченко помог случай – встреча с Иваном Пырьевым. Он увидел юную студентку Института кинематографии в коридоре производственного корпуса "Мосфильма". Девушка поразила его неимоверно подвижной мимикой – Гурченко гримасничала, хохотала. Пырьев за руку привел ее в павильон и попросил оператора А. Кальцатого поработать над ее портретом. После "Карнавальной ночи" Гурченко стала воплощением женского эталона СССР: фантастическая талия 48 сантиметров, колкий взгляд, легкий завиток волос. А о муфте, появляющейся в кадре, мечтала каждая советская модница.

Таня Федосова

Кадр из фильма "Девушка с гитарой"

После колоссального успеха "Карнавальной ночи" Борис Ласкин и Владимир Поляков решили написать сценарий для нового фильма специально для Гурченко. Ее дебют в большом кино могла бы закрепить следующая работа, но "Девушке с гитарой", судьба этой комедии сложилась иначе и вызвала обратную реакцию. За Гурченко закрепился штамп актрисы легкого жанра, что сказалось на дальнейших предложениях от кинорежиссеров. Сама Людмила Марковна рассказывала о встрече с министром культуры Николаем Михайловым – чиновник высказал свое скептическое отношение к фильму и образу главной героини. "И это наша комсомолка!" – неистовствовал министр. На самом деле, как потом рассказывала Гурченко, Михайлов тогда предложил ей сотрудничать с КГБ во время фестиваля молодежи и студентов. Существует версия, что ее отказ послужил спаду в карьере – какое-то время крупные режиссеры не приглашали ее на роли.

Клада Бокардон

Кадр из фильма "Соломенная шляпка"

В 1974 году на экраны вышел водевиль "Соломенная шляпка", где партнером Гурченко стал Андрей Миронов. Интересно, что этот экранный дуэт, удачный в ленте режиссера Леонида Квинихидзе, мог бы прозвучать иначе – обоих рассматривали в качестве исполнителей главных ролей в "Иронии судьбы", но из-за легковесности образов Рязанов отказался от этой идеи. Гурченко играла владелицу шляпного салона, некогда оставленную ловеласом Фадинаром (Андрей Миронов). Вместе с Зиновием Гердтом, играющим роль счетовода, она исполняет песню о корнете ("Один корнет задумал славу").

Вера Нефедова

Кадр из фильма "Вокзал для двоих"

Одни из самых любимых образов, созданных Людмилой Гурченко в кино. История отношений официантки Веры и пианиста Платона Рябинина, рассказанная Эльдаром Рязановым, стала еще одним подтверждением, что режиссер умеет выбирать актеров и виртуозно работать с ними. Дуэт Гурченко и Басилашвили складывался прямо на съемочной площадке: до этого момента они не были знакомы, а им предстояло играть людей, которых связала цепь драматических событий. За эту роль Гурченко получила звание народной артистки. В 1983 году на Всесоюзном кинофестивале в Риге фильм был удостоен приза за лучшую женскую роль. Песня "Живем мы что-то без азарта" (муз. А. Петрова, сл. Э. Рязанова), предназначавшаяся для героя Александра Ширвиндта, приобрела популярность в исполнении Гурченко.

Тая Соломина

Кадр из фильма "Сибириада"

Съемки "Сибириады" Андрея Кончаловского проходили тяжело: Гурченко снималась в гипсе, который достался ей на площадке фильма "Мама". Как рассказывали члены съемочной группы, после команды "мотор" лицо актрисы менялось, и она даже переставала хромать. Но на крупных планах в мимике заметно напряжение. Сама Людмила Марковна эмоционально рассказывала, как Кончаловский снимал половой акт – запрещенные цензурой вещи. Ее и Михалкова накрыли плащом-палаткой, и фрагмент на конечной версии пленки остался.

Эту работу Кончаловского показали на Канском кинофестивале в 1979 году. В основной конкурсной программе была показана сокращенная версия фильма. Кончаловский настоял, чтобы между первой и второй частями картины был сделан пятиминутный антракт: режиссер опасался, что зрители не выдержат смотреть 3,5-часовой фильм без перерыва. Гурченко рассказывала, как присутствовавшие на показе актеры боялись, что публика покинет зал, не дождавшись второй части. Однако этого не произошло – после антракта зал был полон, и в финале делегацию из Советского Союза ожидали овации.