Форма поиска по сайту

Глава Sotheby's в России: "Качественное искусство должно иметь цену"

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Сегодня в "ЗИЛАРТ-Холле" открылась выставка топ-лотов лондонского аукциона современного искусства Sotheby's, который на сегодняшний день является одним из самых влиятельных домов в арт-бизнесе. В экспозиции представлено всего пять работ – Лучо Фонтана, Энди Уорхола, Александра Колдера, Ива Кляйна и Джозефа Алберса. Корреспондент m24.ru Екатерина Кинякина поговорила с главой Sotheby's в России и СНГ лордом Марком Полтимором о московских музеях и о том, чьи работы надо покупать на аукционе, если у вас есть тысяча фунтов.

– Расскажите, какие на сегодняшний день существуют тенденции на аукционах современного искусства? Какие художники будут популярны?

– О, я бы и сам хотел это знать! Потому что я и сам покупаю искусство. За последние 40 лет произошел сильный сдвиг на рынке: коллекционеры стали все больше покупать современное искусство. В связи с этим, мне кажется, важную роль будут играть молодые, амбициозные, яркие художники, которые смогут предложить что-то по-настоящему оригинальное. Но правильно угадать мастеров, которые окажутся в цене, очень сложно. Есть другой ответ, но он скучный: качество, качество и еще раз качество. Все искусство, которое сделано качественно, должно иметь цену.

Ив Кляйн, Синий монохром без названия. Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

– Вы могли бы назвать две-три фамилии молодых художников, работы которых сами бы хотели купить?

– Я бы не стал называть конкретные имена – это было бы неправильно с моей стороны. Потому что каждое мое слово окажет влияние на рынок искусства. (Смеется). Я хочу, чтобы люди решали, что им нравится, а не я. Но это была хорошая попытка с вашей стороны. (Смеется). Вы же потом убьете меня, если купите работу художника, популярность которого упадет, и ваша инвестиция не оправдается!

– Вы знаете, я бы вряд ли что-то смогла купить. Ваш Уорхол стоит баснословных денег.

– Мой крестный отец сказал мне однажды: "Если у тебя есть тысяча фунтов, потрать ее на одно произведение искусства, не пытайся купить десять. Купи то, что тебе нравится. Выбери своего художника." Конечно, мы даем советы, но мы не предсказываем будущие цены. Потому что это очень опасно.

Джозеф Алберс, Поклонение квадрату. Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

– А если бы вы выбирали одну из картин, представленных сегодня на выставке, для своей коллекции, что это была бы за работа?

– На мой взгляд, самая лучшая здесь работа Ива Кляйна. Я люблю этот цвет. Ведь он изобрел и запатентовал невероятный оттенок синего, который так и называется "Голубой Кляйна". Но если бы у меня были маленькие дети, представляете, как бы им понравилась работа Колдера! Они бы с ней играли, пытались поймать ее. Она, конечно дороговата, но хорошая. Ну и, конечно, Лучо Фонтана. Красный Фонтана! Да что тут говорить – они все прекрасны. Поэтому если бы я мог, я бы купил их все. А вы?

– Я бы предпочла Лучо Фонтана. Но, честно говоря, удивлена, что картина экспонируется в раме и под стеклом. Вы считаете, это нормально? Для его работ ведь так важна фактура, чтобы зритель мог почувствовать их объем.

– Конечно, конечно! Но я ничего не мог поделать – это же не музейное пространство. Здесь нет музейных возможностей для экспонирования произведений искусства, а мы должны защитить работы. Мы возим эти работы по всему миру, и выставки, как в Москве, длятся всего пару дней. Если мы не будем соблюдать условия хранения работ, то к моменту аукциона от них ничего не останется. Приезжайте в Лондон – там вы сможете увидеть ее так, как она и должна выставляться, без стекла.

Лучо Фонтана, Concetto Apaziale Attese. Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

– Расскажите о планах. Что Sotheby's привезет в Россию в ближайшее время?

– Это уже вторая выставка лотов Sotheby's за последние две недели. Совсем недавно мы показывали работы Шишкина, Анисфельда и Фаберже. Регулярно, как минимум два раза в год, мы привозим в Москву произведения русского искусства, а также работы старых мастеров. И я рад, что мне удалось убедить коллег представить здесь современное искусство. По такой схеме мы работаем последние три или четыре года. Конечно, кризис, я имею в виду в глобальном смысле мировой экономический кризис, повлиял на аукционный бизнес, и мы не можем привозить большое количество работ. Но сегодня мы представили ключевые произведения предстоящих торгов. И, мне кажется, это так важно – делать выставки именно здесь.

Я люблю Россию и вижу, как страстно люди здесь относятся к искусству. Очень важно приезжать сюда, когда времена хорошие и когда не очень. Я вижу в этом свою задачу как главы аукционного дома. С тех пор, как занимаю эту должность, то есть с 2004 года, приезжал сюда раз шестнадцать. А вы можете представить, как много мне приходится ездить по всему миру? Наверное, никуда так часто не приезжаю, как в Россию. Каждый, кто живет на Западе, должен обязательно побывать в России. Они ведь так многого не понимают! Нужно приехать сюда, увидеть людей и понять, что проблемы, с которыми вы сталкиваетесь каждый день, ничем не отличаются от тех, с которыми сталкиваются жители Европы или Америки. У вас прекрасная страна. Я очень ее люблю.

Энди Уорхол, Две Сестры (по мотивам Джорджо де Кирико). Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

– Вы хотите сказать, что Россия играет сегодня важную роль в арт-мире?

– Конечно. Здесь так много страсти, так много любви к искусству. Это у вас в крови – ваши художники, ваши композиторы, ваши писатели, ваш театр. Невероятно! Я не могу представить мировую культуру без русской культуры. Она была бы очень унылой и бледной.

– А вы следите за тем, что происходит в русской культуре сегодня? Бываете здесь на выставках? Ходите по музеям?

– Конечно. Последний раз я ходил в Пушкинский музей. Каждый раз, когда приезжаю в Москву, прихожу в Третьяковскую галерею. Вот завтра планирую пойти в Музеи Кремля. "Гараж", конечно. Я всегда пытаюсь посмотреть столько выставок, сколько успею, но у меня никогда не хватает времени! Последний раз, когда уезжал в Россию, моя жена сказала, что мне пора тут обосноваться насовсем. (Смеется). За что я люблю Музей "Гараж", так это за то, что он меняет отношение людей к современному миру. Он практически в одиночку знакомит молодых людей с колоссальным потенциалом нового искусства. Это не значит, что Третьяковская галерея или ГМИИ им. Пушкина не делают этого – они равноценно значимы и важны. Но "Гараж" говорит на языке, который универсален для всего мира, и понятен в Китае, Франции, Англии и так далее. Это искусство может шокировать, удивлять, поражать – вызывать весь спектр эмоций. Оно открывает глаза, чтобы вы могли увидеть искусство в новой перспективе.

– Вы знаете, я бы все-таки предпочла работу Уорхола, а не Фонтана.

– Чтобы полюбить искусство, с ним надо знакомиться, изучать его. Ваши знания формируют ваш вкус.