Фото: facebook.com/МХТ-им-АП-Чехова
Директор Центрального Дома актера, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий рассказал о планах на юбилейный сезон, а также о тем, какие функции должен выполнять театр и чем, помимо таланта, должен обладать артист. – В следующем году Центральному Дому актера исполнится 80 лет. Расскажите, как изменилась за последнее время его миссия?– Я думаю, миссия не меняется. Меняется время. C одной стороны, можно иронизировать по поводу 1937 года, когда был открыт Дом актера – все-таки это не самый лучший год в истории нашей страны. С другой – это 100-летие со дня смерти Пушкина. Я не думаю, что открытие Дома имело отношение к этой дате, так получилось исторически. Тогда это было связано со стремлением подарить актерскому братству свой дом, в стенах которого люди могли бы общаться. Сегодня Дом актера должен выполнять другую функцию: объединять молодые творческие силы – актеров, режиссеров. Именно на это мы делаем упор. Миссия осталась та же – в первую очередь, просветительская. Мы хотим, чтоб сюда ходили не только театралы, но и простые зрители, чтобы они понимали, что это еще одна творческая площадка в Москве. Преподнести актеров, режиссеров, драматургов с совсем другой стороны – это тоже часть миссии. Творческие встречи в Доме актера позволяют зрителю увидеть всех их в другом эмоциональном качестве. Кроме того, мы – Благотворительный фонд помощи театральным деятелям (в месяц к нам приходит по 400-500 пенсионеров), поэтому показываем им концерты, помогаем, чем можем.
Фото: facebook.com/pages/Дом-Актера/Михаил Белоцерковский
– Центральный Дом актера является местом, где собираются и деятели театра, и простая публика. Как вы считаете, удается ли удовлетворить интересы обеих этих групп?– Мне трудно ответить на этот вопрос. Мы живем за счет аренды и не скрываем этого. Зрители, которые сюда приходят, знают Дома актера не первый год. Они сами по себе творческие люди, даже если не связаны с профессией в искусстве, и они любят нас, наши концерты, клубы по интересам, прекрасную детскую школу. Мы стремимся завлечь людей в Дом актера и показать им самое интересное, приободрить их, дать надежду. Времена меняются. Появляется новая публика. И я тревожусь, что наше общество сейчас озлоблено, и было бы замечательно, если в Доме актера рассказывали бы о том, что злость не победит. Сейчас как никогда нужна атмосфера любви к человеку.
– С одной стороны, московский зритель пресыщен разнообразными театральными форматами. С другой, подчас ему буквально нужно разжевывать какие-то вещи, чтобы донести идеи авторов спектаклей. Как не перегнуть палку в этих двух устремлениях: и разнообразить сценарии общения с публикой, и сделать так, чтобы она сама хотела чему-то учиться и самостоятельно изучать?– Среднестатистический человек бывает в театре один-два раза в жизни. Говоря о Москве, конечно, нельзя судить обо всей стране. Но, как говорят, "Нью-Йорк – не Америка, Москва – не Россия". Именно от нас зависит, что будет потреблять публика. К примеру, я обожаю хорошую антрепризу, сам в ней участвую, и считаю, что она должна существовать. Но когда это однодневка, ориентированная на то, чтобы посмеяться, разойтись и не вспомнить через две минуты содержание… Я сам комедийный артист в большей степени. Но самая большая беда, что подчас мы развращаем зрителя. Как угодно нас назовите: деятели культуры, режиссеры, актеры. При всем при этом мы – страна победившего КВНа. Мне нравятся эти ребята, но делать театр в этом формате невозможно. КВН занимает свою нишу, безусловно. Однако нельзя подгонять театр под ту же схему юмора, его механизмы не выдерживают! Зритель в этом не виноват. Когда в провинцию приезжают сомнительные постановки с народными артистами, это не может не беспокоить. Хотя сейчас этого стало меньше, и бум безответственного театра вроде прошел. Почему я говорю про антрепризу? Мы хотим, чтобы у нас была свободная театральная площадка для талантливой молодежи. Мы тоже ответственны за зрителя. Иностранные студенты, которые приезжают в школу-студию МХАТ, восторгаются театральной культурой. В Штатах вообще нет драматических театров, поэтому американцы просто в восторге от нашей системы, многие остаются здесь работать. И в этом наша гордость, это наши брэнды.
– Какие инструменты использует Центральный Дом актера, чтобы установить более тесный контакт со своими зрителями?– Мы только выстраиваем этот алгоритм, поэтому как таковых инструментов еще нет. Конечно, они нам известны, однако мы их еще не можем применить здесь. К примеру, очень привлекательна тактика дискуссий со зрителями, и концепция, которую сейчас воплощает в Театре на Таганке Ирина Апексимова – режиссеры показывают зрителям заготовку спектакля, и потом сама публика отбирает понравившиеся работы. Исходя из этого, принимается решение, на что выделять средства, и какой именно спектакль запускать.
– Расскажите, есть ли у вас четкие планы на юбилейный сезон? Над чем будете работать в первую очередь?– Конечно. Первостепенной задачей является обновление большого зала. По идее, он должен превратиться в современный зал-трансформер, пригодный для разных театральных нужд – для спектаклей, концертов, дефиле, для театральных посиделок. К следующему февралю, увы, это не удастся сделать, понадобится еще время, но в итоге мы откроем совершенно другое современное пространство. В правлении Дома актера состоят одни худруки театров: Олег Табаков, Марк Захаров, Юрий Соломин, Александр Ширвиндт, так что, нет сомнений, что 80-летие мы отметим на чужой сцене. У нас есть еще и камерная сцена, она не останется в том виде, в котором находится сейчас – мы нашли инвестора, и ее тоже ожидают преобразования. То же самое предстоит сделать с малой сценой, и голубой гостиной, но это уже следующий этап. Что касается непосредственно творчества, то мы будем продолжать привлекать сюда новых перспективных, ищущих драматургов, молодых режиссеров, актеров. Конечно, не обойдется без творческих вечеров к юбилею – наших великих деятелей, их должны видеть люди. Когда поздравляли Олега Табакова в МХТ имени Чехова, мы сделали шуточный номер "Клуб за 80" про живых легенд сцены – Станислава Любшина, Юрия Соломина, Галину Волчек. Было бы занятно – на 80-летие в 2017 году пригласить выдающихся современников, которые разменяли девятый десяток, и снять все это на видео.
Фото: facebook.com/pages/Дом-Актера/Екатерина Стуканова
– Вы говорите, что Дом актера заинтересован в творчестве молодых деятелей театра. А как вы оцениваете состояние современной драматургии?– Мне кажется, что поэзия и литература развиваются более активно. Может, я необъективен, потому что придирчив к качеству драматургии. Когда в МХТ проводятся ночи поэзии, и ребята молодые читают современную поэзию, я понимаю, что 2000-е останутся в истории, во всяком случае, российской. Я не очень люблю документальную драматургию, при том с уважением отношусь к коллегам, которые ей занимаются – есть способные авторы, пишущие про сегодняшний день, про социальные проблемы, межгосударственные отношения, перенося этот пласт в зону театра. Но при этом я не вижу в этом предназначение театра. Мне кажется, что театр – метафора, театр – намек. Почему классика – она всегда классика? Потому что она в любое историческое время попадает. Все великие, от Шекспира до Горького и Булгакова, инопланетяне. Мне не хватает в современной драматургии более глубокого понимания человеческой природы. Но есть исключения. Евгений Гришковец не притягивает свои пьесы к сегодняшнему событию, которое нас очень волнует, а пишет рассказ, беря что-то из своего жизненного опыта, дополняя это литературным талантом. Мне ближе такой подход.
– Вы играете в спектакле "Иллюзии". Смотрели постановку по этой пьесе Ивана Вырыпаева в театре "Практика"?– Я не видел тот вариант, хотя много о нем слышал. Мы дружим с Иваном. Мне кажется, он развивается вглубь, как писатель, драматург и гражданин. В начале года он выпустил публикацию о том, что не может быть как таковой государственной политики в области искусства. Закон может быть, и государство может и должно помогать, но оно не может направлять. Тогда это называется по-другому. И поэтому что касается "Иллюзий", то мне нравится играть в этом спектакле. Речь идет о двух пожилых парах, которым по 84 года. Фабула строится вокруг их любви и измен. Интересно, что мой старший сын Алексей ставит "Иллюзии" в Театре на Таганке. Это будет уже третья интерпретация пьесы Вырыпаева, и, конечно, это его невероятная заслуга.
– Давайте затронем еще вашу деятельность в Школе-студии МХАТ. Какими навыками должен обладать абитуриент, чтобы заинтересовать приемную комиссию? Какие достоинства способны перевесить недостатки? – В этом году был конкурс 120 человек на место. Главное – талант, а под ним я подразумеваю обаяние, заразительность, интеллект. Русская театральная школа в целом – еще один брэнд, которым можно гордиться. Со всей огромной страны собираются таланты, и им предоставляется возможность бесплатно получить востребованную профессию. Если мы приезжаем в регионы с дипломными спектаклями на гастроли, то проводим предварительные консультации, потому что, к сожалению, местные талантливые ребята не всегда могут приехать в Москву.
– Вчерашние школьники приезжают из регионов поступать в вузы и потом остаются в Москве. Чем заинтересовать их, будущих профессионалов возвращаться обратно в провинцию и там развивать театральное искусство?– Можно заключать с городами предварительные договоры. Многое зависит от самих регионов. У меня учились на курсе русские ребята из Таллинна. Они по договору должны были вернуться в Таллинн в русский театр и отработать там минимум два года. Конечно, Москва переполнена выпускниками, никто не хочет уезжать. Здесь больше возможностей. Театр, радио, кино, антрепризы. Но если мы приезжаем в крупный провинциальный город, и его театр хочет принять финансовое участие в образовании молодых актеров, мы берем этих ребят с условием, что они вернутся в родной город. Я думаю, что эта система в ближайшее время будет отлажена, и играть в провинции станет не менее привлекательно, чем в столице. Нужно только составить алгоритм.
Ирина Левкович, Юлия Чечикова