Фото: Агентство Москва/Авилов Александр
Если вы уже оказались в Лаврушинском переулке, "план Б" от вас буквально в двух шагах. В основном здании в залах графики как раз открылась выставка, посвященная трем замечательным художникам Серебряного века: Константину Сомову, Николаю Сапунову и Сергею Судейкину. Все трое участвовали в выставках объединения "Мир искусства", занимались книжным и театральным дизайном, придумывали обложки и виньетки, костюмы и декорации, да и в жизни театральные эффекты тоже любили. Арлекин – немного нелепый герой итальянского площадного театра – был их любимой маской и альтер эго.Фото: Агентство Москва/Кардашов Антон
На выставку стоит сходить хотя бы ради того, чтобы подзарядиться яркими красками в серой московской зиме. И проследить за развитием нестандартной мысли одного из главных художников русского авангарда. Шаг за шагом от ранних ученических работ через освоение новомодных живописных веяний – импрессионизма, кубизма, фовизма, футуризма к народному искусству, солдатскому юмору, пышнотелым крестьянским Венерам, провинциальным франтам и франтихам и, наконец, главному его достижению, лучизму. Суть его заключалась в передаче объектов в пространстве с помощью цветных лучей, постепенно объект терялся, превращался в сплошное цветное марево, а Ларионов оказался в числе изобретателей беспредметного искусства в одной компании с Кандинским, Малевичем и Мондрианом.Фото: портал Москва 24/Никита Симонов
Виктор Пивоваров – один из основателей "московского романтического концептуализма" 70-х и иллюстратор детских книг. Это он рисовал для советских изданий Оле-Лукойе и других героев Андерсена, "Черную курицу" Погорельского и логотип журнала "Веселые картинки", так что можно утверждать, что концептуалистов в нашей стране знают даже дети. Выставка небольшая, представлено несколько его альбомов: знаменитый "Действующие лица" 1996 года, романтический "Флоренция" из 2000-х и совсем свежий живописный цикл "Москва, Москва!", созданный в прошлом году. Из художников своего поколения Пивоваров, пожалуй, самый уютный и веселый, рисунки в его альбомах тесно связаны с текстами, и это абсолютное удовольствие хоть для мимолетного взгляда, хоть для философских размышлений.Фото: facebook.com/Галерея "Наши Художники"
Главная специализация галереи – малоизвестные и полузабытые художники-эмигранты, которых она выводит из тени. За большими выставками обычно следует всплеск коллекционерского интереса и существенное повышение цен на аукционах. Галерея частная, но одна из немногих, с которой охотно сотрудничают большие музеи. Свои работы на выставки дают и Третьяковка, и Русский музей, в том числе и на эту. Сорин – портретист и ученик Репина, в начале ХХ века в Петербурге ему позировали Ахматова, Шаляпин и прочие герои Серебряного века. Во время революции он бежал в Европу, в Лондоне писал будущую королеву Елизавету, а позже в Америке портретировал семьи миллионеров. Словом, был художником успешным на обоих континентах и богатым. Поэтому работы, оставшиеся в мастерской, продавать не спешил, а завещал жене передать их на родину в музей. Тем не менее в основной экспозиции их не встретить, так что выставка – редкая возможность познакомиться с художником.Фото: портал Москва 24/Никита Симонов
Куклы для "Гофманиады" (вышедшего осенью полнометражного мультфильма, который снимали 17 лет), гротескные скульптуры "Карнавала", коллажи-гербарии с листьями, собранными по всему миру, и включенными в рисунок, театральные эскизы и макеты – на большой ретроспективе Шемякина, устроенной к его 75-летию, есть все, чем он занимался на протяжении жизни. По замыслу куратора, экспозиция разделена на залы-мастерские – для знакомства с внутренней кухней творческого процесса, а также на парадные, где представлен результат. Среди последних и пока еще малоизвестных работ – "Загадки" и "Говоры", которые Шемякин готовит к изданию вместе с институтом, изучающим старорусские диалекты и слова, вышедшие из употребления (здесь немало забавного, вроде "убивальницы", которая, на самом деле, – исподняя рубашка невесты из тонкого полотна, или "тяжелко", не спрашивайте, что это, ответ есть в экспозиции).Фото: Агентство Москва/Киселев Сергей
Выставка с притянутой за уши концепцией, но тематически – самая близкая к пейзажисту Куинджи. Главным достижением Левитана справедливо считается "пейзаж настроения", передающий не только прозрачность воды и лунные дорожки, но само настроение щемящей меланхолии, которого так много в провинциальной русской природе. "Сними мне Левитана!" – расхожая режиссерская фраза, которая дала повод соединить живопись с авторским кино, точнее, с фильмами Эйзенштейна, Тарковского, Сокурова, Звягинцева, Соловьева. Сопоставление абсолютно формальное, не раскрывающее ничего нового, но и фильмы, и 30 подлинных пейзажей одного из самых узнаваемых русских художников (кроме Русского музея, Третьяковки и Плеса картины, привезли из Музея Израиля в Иерусалиме), безусловно, хороши, каждый по-своему.Читайте также