Фото: facebook.com/Госоркестр-России-имени-Е-Ф-Светланова
6 июня на сцене концертного зала имени Чайковского музыканты Госоркестра имени Светланова под руководством дирижера Владимира Юровского и солисты разных театров исполнили оперу Сергея Слонимского "Король Лир". Мировая премьера стала главным событием очередного просветительского фестиваля "Истории с оркестром", который был инициирован Юровским и Московской филармонией четыре года назад, с каждым сезоном приобретающего все больший интерес у московской публики. Как рассказал дирижер во вступительном слове, вся программа была выстроена таким образом, чтобы осуществить первое исполнение оперы Слонимского. Кульминации фестиваля предшествовали два вечера с музыкой Прокофьева и Шостаковича.Фото предоставлено Московской филармонией
В Москве Юровский подключил мощные творческие силы, собрал целую команду из смежной сферы: своих единомышленников он обрел в лице режиссеров Михаила Левитина из театра "Эрмитаж" и Михаила Кислярова из Камерного театра имени Покровского. В жанре художественного слова на фестивале дебютировал вахтанговец Максим Суханов, партнершей которого выступила Чулпан Хаматова (актриса выступала с Госоркестром два года назад – в историях о Прометее).Фото предоставлено Московской филармонией
Основные же силы были брошены на создание полуконцертной постановки "Короля Лира" Слонимского. Опера (drama per musica, как ее охарактеризовал сам автор) пылилась в столе более 16 лет. Четыре года назад в Санкт-Петербурге после исполнения первого акта из другого сочинения Слонимского – "Мастера и Маргариты" – композитор вручил Юровскому клавир "Лира". Камерная опера необычна тем, что Слонимский становится в ней соавтором Шекспира, вмешиваясь в текст трагедии и систему персонажей: так, он дает голос зрителям-резонерам (эту функцию взяли на себя солисты Госоркестра). Высокий штиль смешивается с повседневной современной речью, и ниспровергатели, выкрикивая, пытаются доказать несостоятельность шекспировских образов. Первый среди несогласных – Лев Толстой (его блестяще сыграл бас Максим Михайлов). Как автор предисловия к статье Эрнеста Кросби "Шекспир и рабочий класс", русский классик обвинял британское светило в отсутствии поэтического таланта и пренебрежении моральными устоями. Впрочем, Толстой в этой постановке превращается в Лира и сам на своей шкуре испытывает все невзгоды, адресованные его персонажу великим бардом. Еще один прием, использованный композитором, отсылает к временам Монтеверди – голосу аккомпанирует конкретный инструмент.Читайте также