Форма поиска по сайту

Разгневанный: 5 ответов Тарковского на странные вопросы о кино

4 апреля исполняется 85 лет со дня рождения режиссера Андрея Тарковского, известного не только своим поэтическим подходом к кино, но и суровым характером и нетерпимостью к чужой глупости. Острые ответы режиссера советским и зарубежным журналистам, а также простым зрителям – в подборке M24.ru.

Фото: AP/AFP

Об "авторском" кино

Цитата из "Всесоюзной переклички кинематографистов", опубликованной в журнале "Искусство кино" (№4 за 1971 год)

ВОПРОС. В критике, в киноведении понятия "авторский кинематограф", "режиссерский кинематограф" употребляются то как синонимы, то как в обособленном значении – термины еще не определились. Какой смысл вкладываете вы в эти понятия? 

ОТВЕТ. Кино, безусловно, искусство авторское. Хотя я не считаю правомерной такую формулировку. По-моему, не существует кинематографа авторского и неавторского, режиссуры авторской и неавторской. Что касается так называемого неавторского кинематографа, то это попросту нетворческая продукция. Поэтому такое подразделение, на мой взгляд, и выглядит очень искусственно. 

К большому сожалению, у нас еще слишком часто проблему авторства в кино подменяют проблемой взаимоотношений режиссера и сценариста. Вместо того чтобы вникнуть в сущность вопроса, пытаются отделаться механическим установлением пропорций: "здесь" от режиссера меньше, "здесь" — больше, а от кого больше — тот, мол, и автор. Такой подход уводит нас от сути разговора. 

О цвете в кино

Цитата из интервью о первом цветном фильме Тарковского "Солярис", опубликованного в журнале "Искусство кино" (№11 за 1971 год)

Кадр из фильма "Солярис". Фото: imdb.com

ВОПРОС. Но вы же были в принципе против применения цвета в кино? 

ОТВЕТ. Что делать!.. Уж коли цвет изобрели, приходится думать о том, как его использовать, теперь от этого никуда не денешься. 

О войне в кино

Цитата из интервью 1981 года шведской газете Dagens Nyheter. Перевод был опубликован в журнале "Искусство кино" (№12 за 2002 год)

Кадр из фильма "Зеркало". Фото: imdb.com

ВОПРОС. В ваших фильмах часто присутствует война. Очевидно, она оказала сильное влияние на вашу жизнь и взгляды? 

ОТВЕТ. Я видел войну очень близко и знаю, что это такое. Я ненавижу войну и, как всякий нормальный человек, боюсь ее. Каждый раз, когда я думаю о войне, у меня темнеет в глазах. Представьте, мы сейчас сидим здесь с вами за столом и спокойно разговариваем. Вот стол, на нем магнитофон, идет интервью, но в какой-то момент мы вдруг оказываемся под развалинами дома в огне смерти. Словом, во время войны тебя могут уничтожить в любую минуту. Так что от каждого требуется осознание этого. Но у меня есть подозрение, что человек сегодня начинает сомневаться в своих интеллектуальных возможностях и теряет самоуважение. 

О конфликте с Георгием Рербергом

Цитата из стенограммы встречи Тарковского со зрителями в Казани в 1980 году, сделанной журналистом Цалием Кацнельсоном

Георгий Рерберг. Фото: kino-teatr.ru

ВОПРОС. Не кажется ли вам, что вы не сработались с оператором Рербергом, снявшим столь удачно фильм "Зеркало", потому что он, Рерберг, абсолютировал "Зеркало", сделал его эталоном для себя? Он думал, что "Сталкер" будет вторым "Зеркалом", а вам, по-видимому, уже нужно было другое.

ОТВЕТ. Если говорить конкретно о Рерберге, то я до конца не знаю всех мотивов моего разрыва с Рербергом. Но всякий истинный художник должен всегда стремиться к чему-то новому, иному.

О боли в кино

Цитата из интервью журналу Forum (Мюнхен, №10 за 1985 год)

Кадр из фильма "Андрей Рублев". Фото: imdb.com

ВОПРОС: В ваших фильмах, как правило, очень выразительно снята физическая боль. Я бы даже рискнул сказать: снята со смаком. Иногда ваш талант называют жестоким, даже садистским. Есть хоть доля истины в таком утверждении? 

ОТВЕТ: Не знаю, пока что вы первый, кто меня так определил. Есть только один фильм, о котором можно это говорить. Это "Андрей Рублев". Но в этом фильме рассказывается об очень страшном времени. Или грубо говоря, если бы мы поставили целью не только правдиво, но в каких-то правдивых пропорциях рассказать об этих обстоятельствах, нам бы пришлось гораздо больше этих сцен жестоких употребить и обстоятельства вспомнить. Потому что, если мы будем говорить о том времени, то должен вам сказать, что со страниц этого исторического отрезка буквально капает кровь. Жуткое было время. 

Я не считаю этот упрек справедливым.