Форма поиска по сайту

Места силы: "Китайский летчик Джао Да" Эдуарда Шума

Эдуард Шум. Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий

Москва у каждого своя. Мы решили выяснить, какой ее видят звезды, и запустили новую серию историй-интервью. В них известные музыканты и артисты будут рассказывать о своих любимых улицах, двориках и клубах столицы.

Первым о своих секретных местах рассказывает музыкант и продюсер Эдуард Шум, один из основателей группы "W.K.?", играющей бодрый регги-фанк. Шум выбрал клуб "Китайский Летчик Джао Да". В 2000-е годы он был одним из эпицентров молодежных экспериментальных, рок- и регги-тусовок в столице. Именно там выступали еще особо неизвестные в то время "Lюk", "Дети Picasso" и, конечно же, "5'nizza". Была среди коллективов и та самая группа "W.K.?" ("Who Knows?"). Кстати, помимо работы в коллективе, Шум продвигал многих молодых музыкантов, включая "5'nizza", а потом уже Сергея Бабкина.

Сколько людей поместится в туалете "Китайского Летчика Джао Да", какая атмосфера царила в клубе в 2000-х и почему именно здесь обедали музыканты Боба Марли - в нашем материале.

"W.K.?" в полном составе. Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий

До Москвы

"Я ушел из дома, переехал жить в Кишинев. Спал где-то в подвалах, были какие-то друзья…понимаешь, найдешь алкоголиков, к ним пойдешь-забухаешь, проснешься. Да, такая жизнь была у меня в 22 года. Это называется жить одним днем. Потом друзья позвали на репетицию. Я помню был Сорин Апостол и Олег.

Сорину родители скинулись на клавишные - он на них написал пару песен. И ребята меня убеждали, что через две недели мы будем разогревать The Prodigy. А они тогда были в самый свой пик, это был 1997 год. Ребята говорили: "Ты будешь танцевать, будешь нашим Китом Флинтом (танцор и вокалист The Prodigy - прим.ред.). Ты, вообще, невысокий, ну ничего, танцуешь нехило. Мы репетировали, и все это сопровождалось большим количеством всего, что можно было достать в Кишиневе.

На первый концерт вокалист, который должен был быть Китом Флинтом, не пришел - забухал и все тут. Узнали мы об этом буквально за час до концерта. А мы уже стоим на сцене: солист со своей клавишей и я, такой танцор. Солист говорит: "О, а ты же стихи пишешь. Песни ты все слышал, так что будешь петь!" Так, собственно, и образовался дуэт. Мы с Апостолом долгое время играли вдвоем. Он до сих пор скучает по тем временам, говорит: "…[Зачем] я столько народу набрал? Ведь вдвоем было так круто. С одной клавишей приехали, включили – и все".

Дальше помню переломный момент, когда мы выступили на Центральной площади. Это все равно, что дать концерт в Москве на Красной площади перед Иосифом Кобзоном. Мы выступили перед Ионом Суручану, он же был у нас там заслуженным артистом. И тут я понял, что это самый пик, потолок уже достигнут, после этого можно вариться только среди этого всего. И я вместе с Сорином взял, да и поехал в Москву"

Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий

В столице

"Из вещей у нас были рюкзак и клавиши. Какое-то время мы с ним буквально жили в "Летчике". Бывало делали оригами. Серьезно, мы могли ночью сесть делать шар из оригами. Для него нужны такие блоки, как по кирпичикам собирать. Помню японцы поставили рекорд – 12 тысяч человек собирали эти блоки, и через какое-то время собрали в шар огромный. У нас он, конечно, был не такой большой. Вдвоем это сложно, поэтому мы просили людей помочь нам. Проходит один-сядет, поболтает с нами, сделает.

Да просто само по себе нахождение в "Летчике" могло быть интересным. Бывало озорничали. Помню один раз мы решили поставить рекорд по количеству людей, которые смогут уместиться в туалете. Получилось 20 человек. Охранники тогда были очень недовольны.

В основном, мы устраивали джем-сейшны. Сижу я с музыкантами, отдыхаю. Заходит Manu Chao, и все – через полчаса на сцене абсолютно все. И так было со многими музыкантами. Получались такие необъявленные концерты.

Вообще, поначалу бывало так, что денег хватало либо на проход в метро, либо на звонок в телефонном автомате. Один звонок другу – не на улице же спать. И вот ты звонишь человеку, объясняешь ситуацию. Он не против, а денег на метро уже нет. Одно дело без клавиши перепрыгнуть и побежать. А тут этот "Roland XP-50" – мало того, что весит он все 10 килограмм, так еще и громоздкий.

Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий

Бывало Апостол – он-то галантный - мог подойти к тетенькам в метро, объяснить ситуацию, и они пропускали нас. Они хоть и злые, но если ты постоишь, она поймет, что метро закроется, а денег у тебя не появится. Приедешь к знакомому, ляжешь спать, а ему в семь утра на работу. И ты с ним встаешь в семь утра, садишься на Кольцевую в метро и по кругу ездишь, спишь.

Собственно, в "Летчике" Roland и …[украли] в итоге. Году в 2006 на проходящем там фестивале его и стащили. А вообще в "Китайском летчике" мы с 2000 года. Это реально был наш второй дом. Нас кормили официанты, потому что денег не было ни …[фига]. Какие-то концерты играли. Так у нас прошли где-то полгода. Какие-то лавстори появлялись. Сорин влюбится или я, ну и приютят нас двоих.

И тут одна девочка добрая сказала: "Ой, а что вы тут все время? У меня родители уехали на два года работать, – в Канаду, что ли, – а у меня двухкомнатная квартира, можете пожить в одной". Ну, мы и пожили…годика два. Спасибо тебе, Лета, – так ее звали – спасибо большое.

Еще помню как мы оттуда перебрались - у нас друг купил квартиру, но в ней не жил, поэтому сказал: "Пока я там не живу, поживите вы". И там мы еще пожили какое-то время. Потом я влюбился и переехал жить к девушке своей, и у нее семь лет прожил, где уже, собственно, жили все - и "5nizza", и Пелагея. Там собирались все музыканты из тусовки, благо квартира была пятикомнатная"

Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий

О смене поколений

"Забавно, что "Китайский летчик" не меняется. Точнее меняется не клуб, а тусовка. Происходит все настолько быстро, что нынешнее поколение может не знать того, что было 10 лет назад. Спроси молодежь, кто такая Пугачева, и не все тебе ответят. То есть если в 2000 году ты мог сыграть и получить публику, которая могла ходить на твои концерты три года подряд, то сейчас через год ты этой публике уже не интересен, потому что она уже будет любить другого артиста. Музыкант может выпустить хит, он выстрелит, и на его концерты начнут ходить, но лишь в ближайшие полгода.

Поэтому клуб-то он как есть, так и есть. Более того, тогда была тусовка: "Дети Picasso", питерская "Текила-джаз", еще IFK были живы. И вся эта тусовка варилась, вокруг нее была собрана публика. "Летчик" был одним из таких мест. Когда приезжал Ману Чау или музыканты Боба Марли, все приходили в "Летчик". Это было место, где собирались музыканты. Просто это время прошло, все меняется.

К тому же у нас в России сейчас дисбаланс, взять хотя бы фестиваль"Нашествие". Если пролистнуть 10 лет и посмотреть на артистов – ты поймешь, что это, …[блин] одни и те же люди. На радио такая же ситуация - я говорю: "Ребята, вы же понимаете, что вы уже свое …[старье] жуете по кругу. Нужно эфир раскрывать для молодых, разбавлять "стариков". Они говорят: "Да, мы понимаем, но…". Но пока еще пожуем"

Дмитрий Кокоулин