На днях в Москве завершился V Международный фестиваль короткометражных фильмов Konik. В программе этого года значилось 40 фильмов, а среди участников были как абсолютно новые имена, так и уже заявившие о себе режиссеры, такие как Аксинья Гог и Анна Саруханова.Фото: ТАСС/Валерий Матыцин
Один из членов жюри фестиваля режиссер Владимир Котт рассказал сетевому изданию m24.ru, сможет ли короткометражное кино вытеснить полный метр и почему стало модно участвовать в киноальманахах. При этом о своих новых работах режиссер рассказывать не захотел, поскольку они пока не закончены. Владимир Котт лишь отметил, что завершил съемки фильма для Первого канала, рабочее название которого "Уголь".– Владимир, какие собственные итоги конкурса фестиваля Konik вы можете подвести?– Во-первых, я был приятно удивлен тем, насколько сильная программа короткометражных фильмов именно на этом фестивале. На других смотрах, в которых я участвовал в качестве члена жюри, программа была гораздо слабее. На Konikе же наблюдался очень серьезный подход к выбору фильмов для конкурса.
Во-вторых, порадовал не только уровень актерского мастерства, но и то, как фильмы сделаны, уровень режиссуры. Во многих работах снялись очень известные актеры, причем совершенно бесплатно. Поэтому есть ощущение, что короткометражное кино стало нужным.
[html]<iframe src="https://player.vimeo.com/video/176731720" width="640" height="360" frameborder="0" webkitallowfullscreen mozallowfullscreen allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео:
youTube/пользователь: KONIK Film-Festival
Мы с другими членами жюри часа три обсуждали, каким фильмам дать награды. В итоге Гран-при достался ленте "Москва Мама Монреаль" режиссера Дмитрия Гайтяна. В этом фильме хорошо все – и операторская работа, и актерская игра, и история, и сценарий, и режиссура. Работа Григория Коломийцева "Мария" получила приз за лучшую режиссуру. Это довольно банальная история про отношения матери и сына, но при этом рассказана она каким-то невероятно поэтическим языком. И сделана картина нестандартно: у Григория какой-то особый взгляд на мир. Вот это и есть, собственно, режиссура, особый взгляд. Отметили спецпризом за лучший сценарий фильм "Машина". Если бы фестиваль был немного другого формата, то эта лента гарантированно получила бы Гран-при. В ней играют не профессиональные актеры, но делают это очень убедительно. Даже не играют, а живут, что очень подкупает.
– Выбор, как я понимаю, был не самым простым?– Он был не простым, поскольку мы, члены жюри, попали в некие тиски, связанные с тем, кому давать награды – жанровому кино, драме или авторскому кино. Аналогичный конфликт часто случается и на крупных фестивалях с полнометражными фильмами в конкурсе. Например, мы дали два приза фильму "Ну, здравствуй, Оксана Соколова!" – за монтаж и за актерскую игру Виктору Добронравову. Эта картина, в принципе, также могла бы получить Гран-при, но она немного не дотягивает по своей глубине. Это жанровая история в чистом виде, мастерски сделанная. Мы ее отметили наградами, но решили, что по формату фестиваля все-таки должно быть больше драмы, тяжелого кино.
– По вашим ощущениям, короткометражное кино стало таким же серьезным игроком на кинематографическом поле, как и полный метр?– Абсолютно. И произошло это за последние два-три года, когда короткометражное кино перестало быть беспомощным и стало реальной путевкой в жизнь для следующего полного метра, для дебюта. Продюсеры сейчас обращают внимание на короткий метр, ищут новые имена. И вот тут как раз возникает нормальная режиссерская профессиональная лестница.
– Есть мнение, что короткий метр может в какой-то момент просто вытеснить полнометражное кино, поскольку жизнь ускоряется и никому не хочется тратить часы на просмотр фильма. Согласны с этим?– Мне кажется, в большом кино, на которое люди ходят, они хотят смотреть качественные аттракционы, от которых можно получить удовольствие. А тяжелое кино, драму они не готовы смотреть полтора часа. Поэтому я отчасти соглашусь с этим высказыванием.
[html]<iframe width="560" height="350" src="https://www.youtube.com/embed/d2JPHxNo_eI" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео:
youTube/пользователь: Zurich Film Festival
– Какие тенденции наблюдаются в коротком метре?– Тенденция одна – короткометражные фильмы становятся более качественными, в них начинают сниматься профессиональные актеры. Это главная тенденция, которая не может не радовать.
– С чем это связано?– Это связано с тем, что появилась техника, на которую можно снимать профессионально, но которая стоит не баснословных денег. Ведь раньше снимали на пленку, а сейчас бери телефон и снимай, качество будет на уровне. Стало все доступно и возможно. От этого появилось количество, которое постепенно перерастает в качество.
– Вам как режиссеру интересен короткий метр?– Мне интересно участвовать в киноальманахах, а не просто снимать отдельное короткометражное кино.
– Кстати, альманахи в последнее время стали пользоваться большой популярностью. Откуда такой интерес к такому формату?– Мне кажется, это такой продюсерский ход. Ведь альманахи предполагают небольшие бюджеты. А в результате за небольшие деньги получается полноценное кино.