Форма поиска по сайту

Фильмы недели: жизнь на Марсе, Джульетта "на раене" и шпионы на измене

кино

09 октября 2015, 14:00

Кадр из фильма "Марсианин"

Неделя настоящих неожиданностей – и не только неприятных, вроде выпавшего снега. Во-первых, новый sci-fi Ридли Скотта оказался смешным. Во-вторых, кинотеатр "Пионер" начинает показы музейного кино. Из мелких радостей – дикие, но симпатичные эксперименты российских режиссеров с жанрами: Ромео встречает гопников в детской мелодраме "14+", а вот русские шпионы никак не могут встретиться с цифровыми технологиями в триллере Владимира Бортко.

"Марсианин"

Невероятно, но новый фильм Ридли Скотта в той же степени комедия, в какой и фантастика: космический "Робинзон Крузо" – и совсем не такой занудный, как роман Даниэля Дефо. Дело происходит в недалеком будущем на Марсе. Дружная экспедиция землян высаживается на красную планету и проводит там 20 местных суток, пока внезапно начавшаяся буря не вынуждает космонавтов спешно ретироваться, забыв на песке ботаника Марка Уотни, которого пришибло каким-то оборудованием.

Придя в себя, Утони штопает скафандр, посылает сообщение в центр NASA и начинает проявлять чудеса находчивости, так необходимой человеку, которому предстоит протянуть несколько лет на месячном запасе еды и воздуха. Впрочем, "Марсианин" – это совсем не учебник по выживанию в космосе, а длиннющее селфи Мэтта Деймона. Чтобы не сойти с ума, его герой принимает решение вести видеодневник и начинает произносить полные сарказма монологи в найденную на станции камеру. Все остальное – виды Марса, спецэффекты, приключения картошки (отдельный микросюжет фильма), политическая комедия положений, которая разворачивается в космическом центре на Земле – всего лишь рамка, оформление этого блестящего стенд-апа.

Кадр из фильма "Марсианин"

"14+"

Название фильма, в общем, говорит само за себя: вот очередная попытка российского кинематографа справится с вопиющим дефицитом детских фильмов. Сценарист и режиссер Андрей Зайцев не нашел ничего оригинальнее, чем перенести коллизию Ромео и Джульетты в интерьеры общеобразовательной школы и в обстоятельства российского быта (молодежные группировки, пьющие женщины, неполные семьи). Представление о жизни подростков авторы явно составили по картинам Валерии Гай Германики, только камера тут, слава богу, не трясется, а слэнг реконструирован по детским страничкам Вконтакте. Там же Зайцев нашел и актеров. Неожиданные детали – фильм про непростую личную жизнь российских школьников участвовал в программе Берлинского кинофестиваля, а на саундтреке в нем звучит честно купленная песня Radiohead; безотцовщина безотцовщиной, но какая прогрессивная все-таки у нас молодежь!

Кадр из фильма "14+"

"Душа шпиона"

Специальный аттракцион для любителей дичи и эклектики – широкомасштабная экранизация шпионского романа Михаила Любимова "И ад следовал за ним". Книжка была написана в 1980-е, но режиссер Бортко недрогнувшей рукой перенес действие в наши дни, отчего вся история (отчасти автобиографическая – некоторых персонажей Любимов писал с себя) приобрела известную комичность: пока где-то в параллельной реальности люди устанавливают Тор, смотрят фильм "Кибер", читают Викиликс и откровения Сноудена, герои Бондарчука, Макдауэлла и Анрея Чернышева учат наизусть пароли и явки, лично ходят на встречи с кураторами, жгут в унитазе шифровки – в общем, с воодушевлением играют в Ле Карре – в Лондоне, Каире и в Кале. Как и положено хорошему шпионскому роману, "Душа шпиона" поднимает всякие непростые морально-этические вопросы, но делает это почти незаметно: Бортко специально показывал фильм Владимиру Мединскому, и тот не нашел в нем отступлений от генеральной линии военно-исторического общества.

Кадр из фильма "Душа шпиона"

"Смерть мастера чайной церемонии"

Пока московский Музей кино влачит жалкое пенсионерское существование на ВДНХ, его бывшая команда продолжает активно заниматься кинопоказами. Вот, например, с этой недели кинотеатр "Пионер" и ГМИИ имени Пушкина начинают серию совместных программ киноклассики, курирует которую бывший директор Музея кино Наум Клейман.

12 октября в "Пионере" покажут "Смерть мастера чайной церемонии" Кеи Кумаи (в Пушкинском как раз идет уникальная выставка японской керамики для этой самой церемонии). Зрелище довольно специфическое, но познавательное – рассматривая невероятно драматичный период японской истории – эпоху сегуната, полную резни и междусобиц, Кумаи практически полностью игнорирует кровавые битвы (батальные сцены в фильме занимают примерно 15-20 секунд). Главный поединок тут происходит на чашках – мастер Рикю, легендарный реформатор чайной церемонии, который, в частности, ввел в обиход брутальную керамику раку (именно ее и показывают в Пушкинском), вступил в философский конфликт со своим работодателем, "полевым командиром" Нидеоси, и был вынужден совершить харакири по его приказу. Заварив напоследок чаю, разумеется.

Кадр из фильма "Смерть мастера чайной церемонии"

Василий Корецкий