Форма поиска по сайту

Режиссер Уит Стиллман рассказал о феномене независимого кино

Уит Стиллман. Фото:www.amfest.ru

В Москве прошел фестиваль американского кино "Amfest", в рамках которого состоялась ретроспектива Уита Стиллмана, одного из самых ярких авторов независимого кинематографа США. В копилке режиссера всего четыре фильма, но каждый из них стал своеобразным прорывом в мире кино.

Стиллман считается мастером изображения современной ему жизни. Сын члена кабинета Кеннеди Джона Стиллмана, выпускник Гарварда и крестник знаменитого социолога И. Дигби Бальтцелла, в своих работах он всегда отдавал предпочтение "золотой молодежи" и их проблемам, однако своим будущим фильмом режиссер собирается изменить эту тенденцию. О феномене независимого американского кино и новом проекте Уита Стиллмана читайте в материале M24.ru. - Русские зрители часто воспринимают американское кино как развлечение и в этом смысле противопоставляют его "интеллектуальному" европейскому кинематографу. Так ли различны две традиции сегодня?

- Есть большое количество американских фильмов, у которых много общего с европейским кино. Это проявляется в общих темах и схожем кинематографическом языке. Мне кажется, что фестивальное американское кино по духу отличается от того, что делают в Европе. Я вижу эти различия в скорости: даже самые малобюджетные, самые фестивальные американские фильмы все равно по темпу быстрее европейских.

- В чем заключается феномен независимого американского кино, как родилась эта традиция и какие темы вы выбираете?

- Для многих фильмов, которые стали частью независимого американского кинематографа, образцом послужили картины Франсуа Трюффо и работы французских режиссеров "новой волны". Это не только американский путь, многие европейские кинематографисты пошли по стопам французских товарищей. Молодые авторы стараются делать кино, которое основывается на их личных переживаниях, на их опыте. И этот опыт не понесешь в крупные кинокомпании, он не может быть перелит в блокбастеры.

Мне кажется, что все подобные картины вышли из двух фильмов Франсуа Трюффо: "Четыреста ударов" и "Украденные поцелуи".

- Насколько ваш личный опыт отразился в вашей работе?

- У меня все-таки немножко разные фильмы. Для первых своих картин я использовал личный опыт, личные переживания. То, что в этих переживаниях мне показалось достойным экрана и интересным для публики. В каждом случае это были разные вещи. Что касается последнего моего фильма, то он стал, скорее, полетом фантазии, хотя какие-то черты моих героинь есть у реальных знакомых мне людей. - Если голливудские фильмы стремятся захватить большую аудиторию, то независимое кино, по идее, должно ориентироваться на определенных зрителей. Так ли это? Могут ли вообще фильмы оставаться в строго отведенной им нише?

- Ну да, у Голливуда самая большая аудитория, а у нас такая маленькая, что уж меньше, пожалуй, некуда. Но вообще, хорошо бы ее увеличить, эту аудиторию.

- На фестивале были представлены все ваши фильмы, насколько я знаю…

- Да, да! Мне показалась очень забавной вся эта идея с ретроспективой! Такие громкие слова "кинематографист", "ретроспектива", но оказывается, что у меня всего четыре фильма. Что хорошо: нужно было всего четыре ночи провести в отеле и можно лететь домой, если я сниму пятый фильм, все будет уже не так просто и быстро.

- Сейчас вы работаете над чем-то?

- Я работаю над картиной по произведению Джейн Остин, мне очень нравится этот автор.

- А что же произошло с фильмом "Маленькие зеленые человечки"? Вы же его собирались снимать.

- Боюсь, что этот фильм все-таки не состоится, потому что я все поменял в сценарии. Автору - Кристоферу Бакли - это не понравилось. Что хорошо в Джейн Остин, так это то, что она уже давно умерла и не сможет исправить сценарий.

- Какое произведение писательницы вы экранизируете?

- Это произведение, о котором мало кто слышал. Она не успела опубликовать его при жизни, поэтому я бы не хотел сильно распространяться.

- Даже название не скажете?

- Мы поменяли название, в оригинале роман известен как "Леди Сьюзан". Наша версия называется "Любовь и дружба". - До сих пор вы снимали фильмы о современности, а сейчас решили обратиться к XIX веку. Почему такая перемена? - Меня, вообще-то говоря, не очень интересовали законченные произведения Джейн Остин. Привлекала вот эта книга, которую она не дописала. Мне захотелось завершить то, что писательница в свое время не успела доделать. Проект начинался как шутка, как нечто не совсем серьезное. Сначала мне показалось, что из этого получится пьеса. Потом этот проект затянул меня, ведь кинематографисту очень важно найти подходящий сценарий и, когда я увидел, что идея пьесы выкристаллизовывается во что-то стоящее, то решил отложить другой проект и заняться этим фильмом.

- Это будет костюмированный фильм, соответствующий духу эпохи?

- Да, верно. Я надеюсь, что в фильме будет кое-что и от Оскара Уайльда, от его знаменитой манеры обращения со смешным, с комедией.

- Когда зрителям ждать эту картины?

- Раньше осени 2016 года картина точно не выйдет. Сейчас мы только подбираем актерский состав.

- Вы уже кого-то утвердили? Есть ли среди них те актеры, которые раньше играли в ваших фильмах?

- Я продумываю, кого можно привлечь к работе над этой картиной и, в частности, задумывался об одной актрисе, с которой уже работал. Но сейчас мне надо понять, во что выльется ее роль, и насколько это ей это будет соответствовать.

- Многие режиссеры часто снимают одну актрису или одного актера. У вас есть свои "любимчики"?

- Да, конечно, мне нравится работать с одними и теми же людьми. Крис Айгеман, например, сыграл в трех первых моих фильмах. Я хотел, чтобы он принял участие и в четвертом тоже, но он отклонил это предложение.

- Вы сказали, что фильм по книге Джейн Остин обошел другой ваш проект. Вы работаете с одним фильмом от начала и до конца, не снимаете, подобно голливудским коллегам, несколько фильмов сразу?

- Первые три проекта я создавал именно так. Сначала тратилось два с половиной года на сценарий, потом мы снимали картину. И только после этого я переходил к следующей. В какой-то момент мне показалось, что это довольно медленная модель и не слишком удачная. С 1998 по 2000 год я писал роман, а после окончания работы над книгой решил как-то активизировать свой путь в кинематографе и заняться несколькими картинами сразу.

Жизнь показала, что в моем случае это не работает, как известно, никаких фильмов у меня за это время не вышло. Между выходом картин "Последние дни диско" и "Девушки в опасности" прошло 13 лет, но, пожалуй, неудачный период растянулся не более чем на 6 лет, потому что в конце нулевых я уже начал работать над своим четвертым фильмом. - Вы говорили о романе. В России о нем слышали немногие, расскажите об этой книге.

- Пока роман только на английском, сейчас книга переводится на французский, и, возможно, будет переведена на испанский. Роман называется "Последние дни диско, с коктейлями у Петросяна" ("The Last Days of Disco, With Cocktails at Petrossian Afterwards"). "Петросян" - это игорный ресторан в Нью-Йорке.

- Чем вы занимались в течение шести лет, того периода, который вы называете неудачным?

- Я работал над самыми разными проектами, но как-то так всегда получалось, что замыслы не удавалось осуществить. С некоторыми сценариями я работал в Париже, затем перебрался в Лондон, потом поехал домой. Наверное, Лондон и съемки моего фильма – это две несовместимых вещи. Не знаю, в чем тут было дело, но ни одной картины я не снял, зато развил в себе писателя. До этого я был сценаристом, режиссером – все вместе, а сейчас я, мне кажется, стал в первую очередь автором. Ну, а вы знаете, как устроена жизнь писателей. Они могут долго-долго ничего не публиковать, а потом что-то появляется.

- Писатель, то есть сценарист, или вы создали еще один роман?

- Нет, все-таки сценарист.

- Есть ли какие-то фильмы, которые были сняты по вашим сценариям, написанным за эти 13 лет?

- Нет. В основном я занимался проектами, которые писал для себя. Они еще не реализованы, может быть когда-нибудь до них дойдут руки и эти проекты превратятся в фильмы. Я кое-что делал для телевидения, но все это кануло в Лету.

- Почему так случилось, ведь телевизионные фильмы сейчас довольно популярны?

- Производители заказывают слишком много сценариев. Например, они хотят снять одну серию, но при этом заказывают 20 разных вариантов и выбирают, в конце концов, один единственный. Хотя я, наверное, зря говорю, что эта работа прошла совсем впустую. Это позволило мне развивать темы, которые потом оживут и, возможно, мне пригодятся.

Ханукаева Раиса

Читайте также