Форма поиска по сайту

Движение перекроют в ЦАО в выходные

Важные картинки: художники рассказали о роли иллюстраций в рекламе

This browser does not support the video element.

О том, какую роль иллюстрация играет в рекламе и журналах, рассказали основательницы иллюстраторского агентства Bang! Bang! Наталья Климчук и Ольга Морозова. Прямую трансляцию мероприятия провело сетевое издание M24.ru.

История иллюстрации

Иллюстрация – (от лат. iIIustratio – освещение) изображение, которое сопровождает или дополняет какой-либо текст. Иллюстрация появилась очень давно, еще в III тысячелетии до н.э. в Древнем Египте, когда на папирусах писали заклинания и гимны. Но развитие иллюстрации началось с появления книгопечатания. Тогда, в конце XIV - начале XV века, печать производилась путем прижимания бумаги к доске, а доски смазывались черной краской, поэтому изображение было черным.

В конце XVIII века иллюстрации стали цветными. Штрихи рисунка получались от углублений, прорезанных резцом. В них затиралась краска, которая при печати переходила на лист бумаги. Кроме резцовой гравюры был открыт способ получения углубленных штрихов в металлической доске с помощью травления кислотой (офорт).

В то же время книги иллюстрировали виньетками. Виньетка (от французского vignette) это маленькое графическое изображение сюжетно-тематического или предметного характера. Обычно такие иллюстрации располагались на титульных листах книги, первых и последних страницах.

This browser does not support the video element.

Первой иллюстрированной книгой в России был "Букварь" Кариона Истомина, выпущенный в Москве в 1692 и 1694 годах. Каждой букве отводилась отдельная страница, в верхней части которой помещалось изображение буквы в виде людей, стоящих в разных позах (отсюда название "Лицевой букварь"). Листы букваря были украшены изображениями людей, животных, растений, построек, предметов быта.

В 1798 году изобрели печать с литографского камня, и этот способ не только удешевил печатанье книг, но и дал возможность передавать живой рисунок.

Литографский камень - это отшлифованная пластина известняка, на которую с помощью жирного литографского карандаша или жирной литографской туши наносилось исходное изображение.

С изобретением фотографии (1837 год) началось воспроизведение иллюстраций с помощью фотомеханических процессов. Офсетные машины позволяли за один прокат нанести на изображение от одной до девяти красок.

This browser does not support the video element.

Иллюстрации смогли передавать любую живописную или графическую технику (карандаш, перо, акварель, гуашь, масло и др.), а художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные материалы.

Тогда же писатели начали тесно сотрудничать с иллюстраторами. В результате совместного творчества имена художников иллюстраторов становились известными на весь мир. Так, например, художник Сэр Джон Тенниел стал популярным благодаря своим первым иллюстрациям к книгам Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес" и "Алиса в зазеркалье".

В России для детской иллюстрированной книги работали не только известные писатели, но и выдающиеся живописцы Виктор Васнецов, Илья Репин, Василий Суриков и многие другие. Они создали яркие, выразительные, запоминающиеся рисунки для детских книг.

Fashion-иллюстрация

This browser does not support the video element.

Fashion-иллюстрация (англ. fashion – мода, illustration - иллюстрация) - жанр иллюстрации, напрямую связанный с модой. Фэшн-иллюстрация используется в рекламе модных брендов, глянцевых журналах, оформлении модных бутиков и универмагов.

Одним из известных фэшн-иллюстраторов считается американский график Чарльз Дана Гибсон. Благодаря его рисункам в историю вошел термин "девушки Гибсона" (это девушки с высокими прическами, вьющимися локонами, особой пластикой и гармоничными пропорциями тела). Графика Гибсона была настолько популярна, что диктовала стандарт красоты в Америке 1890-х - 1900-х годов. Прическа, как у "девушек Гибсона", до сих пор называется "пучок Гибсона" и популярна у женщин.

Также в число известных модных иллюстраторов вошли Карл Оскар Август Эриксон. Его рисунки узнаются по смелой кисти, разнообразию цвета и особому стандарту женской красоты (девушки с очень тонкими талиями), Рене Гру (автор одного из лучших рекламных принтов для Christian Dior) и многие другие.

Современная иллюстрация

This browser does not support the video element.

Сегодня иллюстрация - это не только книга, но и оформление сайтов, реклама, инфографика и многое другое. Дизайнерами и художниками применяются самые разнообразные виды иллюстраций: скетчи (быстрые наброски), комиксы, коллажи, фотоизображения (в том числе с применением графики 3D) и др.

Мировые рекламные агентства, книги и международные конкурсы делают профессию популярной и высокооплачиваемой. Сотни иллюстраторов соревнуются за звание быть лучшим. Среди них такие известные люди, как Майк Вробель, Чарльз Бернс, Софья Мироедова (иллюстрации к российским журналам), Канако (знаменитая серия иллюстраций "Мой маленький Париж") и многие другие.

Самые фантастические иллюстрации создаются к детским сказкам, а самыми известными сказочными иллюстраторами считаются Артур Рэкем ("Питер Пен", "Алиса в стране чудес", "Кольцо нибелунгов"), Теодор Зюсс Гейзель ("Кот в шляпе", "Гринч, похититель Рождества") и многие другие.

This browser does not support the video element.

Самыми известными иллюстраторами в этом направлении считаются Лора Лэйн (создает рекламные кампании для брендов Tommy Hilfiger, Escada, Zara), Седрик Риврэйн (художник создавал скетчи для Джона Галльяно и многое другое ), Стина Перссон, которая творит чудеса с помощью кисти и акварели (сотрудничает со многими глянцевыми журналами и рисует рекламу для самых известных брендов) и многие другие.

На российском медиарынке в число самых известных иллюстраторских агентств входит Bang! Bang!. Его основатели - Наталья Климчук и Ольга Морозова. Помимо руководства агентством они проводят мастер классы, на которых делятся секретами успеха в области иллюстрации.

Легенды иллюстрации

This browser does not support the video element.

Альфонс Муха - чешский живописец, театральный художник, иллюстратор и ювелирный дизайнер. Финансовые трудности заставили его стать одним из ведущих иллюстраторов французской рекламы. Первый опыт Мухи в этой области - рисунок для обложки журнала "Маленькая французская иллюстрация". Рекламные плакаты для актрисы Сары Бернар сделали его самым популярным художником в Париже. После выхода рекламы актриса пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по ее настоянию он получил место главного декоратора театра.

Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба. Муха также разработал множество упаковок, этикеток и рекламных иллюстраций для разных продуктов - начиная от дорогого шампанского Moet&Chandon и заканчивая детским питанием для фирмы Nestle.

Энди Уорхол - американский художник и режиссер. Разработал дизайн бутылки Coca-Cola. Также он занимался производством рекламы для журналов Vogue и Harper`s Bazaar.

С 1962 года Уорхол стал применять технику шелкографии. Он переносил свои образы непосредственно на холст, используя при этом рекламные трафареты, кадры из фильмов и фотографии. Его портреты звезд кино и шоу-бизнеса (Мерилин Монро, Элизабет Тейлор, Элвиса Пресли) и политических деятелей (Мао Цзедуна, Владимира Ленина) стали символами поп-арта.

Годовой доход Энди Уорхола составлял около $100 тыс. в год — весьма солидная сумма для Америки середины 50-х.

Анри де Тулуз-Лотрек - французский живописец. Первый автор театральных афиш. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш, в которых наиболее ярко выразил великолепный талант рисовальщика. С его помощью жанр рекламного плаката превратился в высокое искусство.

Сальвадор Дали - испанский живописец. Создавал логотипы и снимался в рекламе. Это он разработал дизайн логотипа компании Chupa-Chups, и он же предложил разместить логотип сверху конфеты. В 1969 году Сальвадор Дали разработал логотип для конкурса "Евровидение" и создал статую, которая стояла на сцене во время конкурса.

Первым же российским иллюстратором и копирайтером был поэт-футурист, драматург и художник Владимир Маяковский, который в паре с "арт-директором" - фотохудожником Александром Родченко создал целую армаду рекламных плакатов, ставшими классикой жанра. Маяковский оказал колоссальное влияние на рекламные тексты в России, а Родченко первым применил в рекламе фотографию (плакат "Ленгиз" - Ленинградское отделение государственного издательства с Лилей Брик).

О лекторах

Наталья Климчук родилась в городе Елец Липецкой области. Училась на философском факультете в Санкт-Петербургском университете, а переехав в Москву, недолго работала моделью. Потом Наталья руководила отделом иллюстраторов в студии Артемия Лебедева.

Она также снимает фотопортреты на пленку и публикуется в журналах L’officiel, F5, "Большой город", Sloane mag и многих других изданиях.

Ольга Морозова получила юридическое образование. В 2005 году начала работать продюсером в отделе иллюстраторов, а в 2008-м Ольга и Наталья Климчук создали собственное международное агентство Bang! Bang!, в котором на данный момент работает больше шестидесяти иллюстраторов, российских и зарубежных.