Форма поиска по сайту

В электричках могут ввести двухголосые оповещения

Фото: ИТАР-ТАСС

В пригородных поездах могут сменить аудиооповещение: в направлении Москвы объявлять станции будет мужской голос, а из столицы - женский. Об этом M24.ru рассказал исполнительный директор Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) Максим Дьяконов. По его словам, ЦППК сейчас рассматривает эту идею. В дирекции железнодорожных вокзалов РЖД полагают, что двухголосые оповещения также нужно ввести не только в самих поездах, но и на промежуточных станциях пригородных направлений.

Система двухголосого оповещения еще с 1980-х годов применяется в московском метрополитене для помощи слабовидящим пассажирам. "По инициативе Всероссийского общества слепых мы сделали два типа оповещений: при движении к центру станции объявляются мужским голосом, от центра – женским. Также мужской голос объявляет остановки при движении по кольцевой линии по часовой стрелке. Против часовой стрелки – женским", – пояснили M24.ru в пресс-службе подземки.

Начальник сектора организации содействия маломобильным группам населения дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Екатерина Сапсай считает, что аналогичный пилотный проект можно реализовать на одном из направлений пригородных электричек. "Логично, что мужские и женские объявления должны быть и на самих остановочных пунктах – не только в поезде, но и на платформе. Причем на московских вокзалах это не нужно, а вот на промежуточных станциях актуально", - сказала Сапсай.

Реабилитолог московского отделения Всероссийского общества слепых Любовь Шурыгина считает, что нововведение поможет пассажирам быть уверенным в том, что они сели "в тот поезд", но для легкой навигации необходимы и другие меры. "Желательно оборудовать станции крупными указателями на контрастном фоне, а звуковые сообщения дублировать на самих платформах", – пояснила она.

Шурыгина отметила, что в метрополитене на данный момент создана более комфортная обстановка для пассажиров с ограниченными возможностями, чем на вокзалах. "В метро, кроме звукового сообщения, можно воспользоваться помощью инспекторов по работе с маломобильными гражданами. А ездить на электричках очень сложно, кроме проблем с навигацией, есть и другие. Например, из-за широкого расстояния между платформой и электропоездом инвалиды падают на рельсы", – сказала он. По ее словам, все обсуждения этой проблемы с ЦППК пока упираются в нехватку финансирования.

Зампред Ассоциации молодых инвалидных организаций Светлана Кесарева считает инициативу ЦППК полезной. "Это хорошее начало, главное, чтобы идею реализовали оперативно", – сказала она. Кесарева добавила, что на пригородных электричках также не хватает мобильных инспекторов для помощи инвалидам.

По словам эксперта по пассажирским перевозкам Евгения Алексеева, для перезаписи аудио-оповещений не потребуются никаких дополнительных финансовых затрат.

"Чтобы это правило работало, оно должно распространяться на весь подвижной состав. Сейчас объявления транслируются с цифрового носителя. Их перезаписывают, когда что-то меняется в расписании, например, появляются новые остановки – это рутинная работа", – пояснил Алексеев. Он отметил, что для записи нужно привлекать профессиональных дикторов, а также широко информировать маломобильных граждан о такой функции.

По мнению эксперта, о том, что мужской голос объявляет станции метро в Москву, знает примерно 1% пассажиров подземки.

Напомним, московские власти разработали отраслевую программу "Транспорт без границ". В ней есть и железнодорожный раздел. Согласно программе, на московских вокзалах будет появляться тактильное покрытие и светоотражающие полосы на платформах, пандусы, специальные лифты и туалетные комнаты. Ряд вокзалов уже сейчас оборудован пониженными кассами, а также кассами со встроенным оборудованием для слабослышащих людей. ОАО "РЖД" также сделает зоны ожидания для граждан на инвалидных колясках. На входах в помещения вокзалов планируется установить мнемосхемы для незрячих.

На Московской железной дороге ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания", к примеру, уже установила 177 широких турникетов на 82 станциях для маломобильных граждан и пассажиров с багажом. На 170 станциях работает "система автодиктор", оповещающая о прибытии и отправлении поезда. 17 станций с наибольшим потоком пассажиров оборудованы пандусами.

Марина Курганская