Форма поиска по сайту

Почему "Трансаэро" летала с многомиллиардными долгами, а "ВИМ" сажают

Удивительно, но "Трансаэро" официально обанкротилась только на прошлой неделе. Накопив сотни миллиардов долгов, заставив всю отрасль заниматься ликвидацией последствий своей очень странной коммерческой деятельности, компания юридически до сих пор существует. В связи с этим возникает два вопроса: почему "ВИМ-Авиа" сажают в прямом и переносном смысле с плевыми, если смотреть по отрасли, долгами и что теперь будет с рынком авиаперевозок?

Фото: ТАСС/Михаил Почуев

Генеральный директор "ВИМ-Авиа" Александр Кочнев и главный бухгалтер компании Екатерина Пантелеева задержаны после допроса в Следственном комитете России по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. В скором времени им предъявят официальное обвинение, после чего суд примет решение об избрании меры пресечения для топ-менеджеров авиакомпании. Об этом сообщила СМИ официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.

По неофициальной информации, Александр Кочнев в ходе допроса заявил, что финансовые проблемы авиакомпании возникли из-за туроператоров, которые не расплатились по долгам. В результате авиакомпания тоже не смогла расплатиться по своим обязательствам перед кредиторами, аэропортами и поставщиками топлива.

Как сообщил, выступая в Госдуме, глава Росавиации Александр Нерадько, общая кредиторская задолженность "ВИМ-Авиа" составила около 7 млрд рублей. По его словам, неделю назад авиакомпания обратилась в Росавиацию за поддержкой в получении операционных кредитов в размере 500 млн рублей. "Мы сразу созвали авиакомпанию и кредиторов, и на этом совещании в Росавиации собственник Рашид Мурсекаев заявил, что он готов за рубль продать свой бизнес и расстаться с ним", – сказал Нерадько.

Глава Росавиации также сообщил, что самолеты "ВИМ-Авиа" за долги арестованы в аэропортах Анталья и Даламан Турецкой Республики, а также в бельгийском аэропорту Льеж. Скандал вокруг "ВИМ-Авиа" начал разворачиваться в середине сентября, когда аэропорт Домодедово отказался обслуживать самолеты компании из-за задолженности в 500 млн рублей. 21 сентября "ВИМ-Авиа" обратилась в правительство с просьбой о поддержке в получении кредита для погашения этой задолженности. 23 сентября Следственный комитет РФ заявил, что на некоторые из отмененных рейсов компания продавала авиабилеты, зная о невозможности перелета. По этому факту была начата доследственная проверка.

25 сентября "ВИМ-Авиа" объявила о решении полностью прекратить перевозки пассажиров из-за финансовых проблем. В результате 38 тыс. пассажиров, купивших билеты на рейсы авиакомпании, застряли в аэропортах. Следственный комитет возбудил в отношении руководителей авиакомпании уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество").

В среду, 27 сентября, президент РФ Владимир Путин объявил о неполном служебном соответствии министру транспорта Максиму Соколову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу, курирующему транспортную сферу, из-за краха "ВИМ-Авиа". В тот же день Минтранспорта на заседании специально созданного оперативного штаба договорилось с аэропортами и российскими топливозаправочными компаниями о бесперебойном обслуживании всех рейсов "ВИМ-Авиа". Кроме того, представители Минтранса, Росавиации, авиакомпаний "Сибирь" и "ВИМ-Авиа" разработали план вывоза чартерных пассажиров из-за рубежа.

Мама может

Шум вокруг "ВИМ-Авиа" резко контрастирует с другой историей: 13 сентября арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал банкротом авиакомпанию "Трансаэро" и запустил конкурсное производство на полгода. Напомним, что процедура банкротства "Трансаэро" началась два года назад, после того как она не смогла обслуживать долги на общую сумму 260 млрд рублей – в 37 раз больше, чем у "ВИМ-Авиа".

"Трансаэро" была основана в 1990 году Александром Плешаковым, сыном министра радиопромышленности СССР генерал-полковника Петра Плешакова и Татьяны Анодиной, являющейся председателем межгосударственного авиационного комитета. Анодина вошла в число акционеров авиакомпании.

Перед глобальным кризисом 2008 года "Трансаэро" разработала программу по обновлению и развитию парка широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, в рамках которой начала заключать договоры лизинга Boeing 747–400 и 777–200. В 2011 году компания взяла в операционный лизинг два самолета Boeing 737-800, а также заключила контракт на поставку восьми лайнеров Airbus A320neo c 2017 года. В итоге больших расходов на приобретение новых самолетов – за 2012 год компания сгенерировала убыток в 227,9 млн рублей – ее чистый долг составил 74,5 млрд рублей при собственном капитале в 99,4 млрд.

Фото:ТАСС/Марина Лысцева

И тем не менее в апреле 2013 года "Трансаэро" заключила контракт на поставку еще 12 Boeing 737–800, и по итогам года ее чистый долг достиг 90,5 млрд рублей. За 2014 год чистый убыток компании составил 14,46 млрд рублей, а задолженность выросла до 160 млрд рублей. А после осенней девальвации рубля, когда спрос россиян на зарубежные перелеты упал в разы, катастрофа стала неминуемой.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, "Трансаэро", как и "ВИМ-Авиа", обратилась за поддержкой в Росавиацию. В отличие от случая с "ВИМ" помощь была оказана: по просьбе правительства ВТБ выдал авиакомпании кредит в 9 млрд рублей ("ВИМ-Авиа" просила в 18 раз меньше). Тем не менее за первое полугодие 2015 года чистый убыток "Трансаэро" общий размер задолженности вырос до 260 млрд при выручке в 50,42 млрд рублей.

Летом 2015 года "Трансаэро" вновь обратилась за помощью к правительству, но получила отказ. По неофициальной информации гендиректор компании Ольга Плешакова совершила стратегическую ошибку, попытавшись шантажировать Минтранс заявлениями, что в случае прекращения полетов пострадают сотни тысяч россиян ("Трансаэро" продавало билеты на полгода вперед).

Чиновников такой стиль ведение переговоров не на шутку возмутил, и в октябре того же года Сбербанк выступил с требованием признать компанию банкротом, а Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта. К этому момент в парке "Трансаэро" числилось 104 самолета и еще 83 было заказано. Примечательно, что никогда и речи не заходило о привлечении руководства "Трансаэро" к какой-либо ответственности. Хотя после прекращения полетов, ее пассажиров пришлось перевозить другим авиакомпаниям. Только "Аэрофлоту" такая "братская помощь" обошлась в 13 млрд рублей.

13 сентября в арбитражном суде Санкт-Петербурга было отмечено, что в деле "Трансаэро" имеются признаки преднамеренного банкротства. "Показатели были низкими с 2012 года, было ухудшение финансового состояния должника, искажение бухгалтерской отчетности, переоценка активов. С 2012 года финансирование должника велось за счет кредитно-денежных средств, и уже тогда необходимо было обращаться с заявлением о банкротстве", – заявил представитель конкурсного управляющего. Однако можно быть уверенными, что это не повлечет никаких последствий для бывших владельцев авиакомпании.

Отметим, что причины краха "Трансаэро" и "ВИМ-Авиа" схожи – обе компании слишком увлеклись закупкой новых самолетов и погрязли в долгах. Разница лишь в том, что "Трансаэро" закупала новые самолеты в погоне за амбициозной мечтой стать крупнейшей авиакомпанией России. "ВИМ-Авиа" же фактически была вынуждена начать в 2016 году расширение парка самолетов, чтобы избежать постоянных претензий по поводу задержки рейсов как от пассажиров, так и со стороны Росавиации. Больше поражает разница в том, сколько долгов были готовы простить контрагенты "Трансаэро" – 260 млрд! – и как быстро у них закончилось терпение, когда речь зашла о "ВИМ-Авиа" (которого Домодедово отказалось заправлять из-за долга в 500 млн рублей). Вряд ли ключевым фактором здесь является размер компании: пятикратная разница в количестве самолетов (104 у "Трансаэро" на момент ликвидации против 24 у "ВИМ-Авиа") не согласуется с 38-кратной разницей в размере задолженности. Логичнее предположить, что у "ВИМ-Авиа" просто не оказалось такого лоббистского потенциала, как у четы Плешаковых с мамой и акционером в лице председательницы МАК.

Заход на посадку

Отраслевые аналитики, сравнивая судьбу "Трансаэро" и "ВИМ-Авиа", соглашаются, что главной причиной краха обеих компаний стала некомпетентность владельцев и руководства. Но вместе с тем отмечают, что главная проблема заключается в самой экономике авиаперевозок.

По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), авиакомпании РФ в 2016 году показали общий убыток на уровне 10 млрд рублей – на 1,5 млрд больше, чем годом ранее. Основной убыток – 33 млрд рублей – был как и раньше получен на внутренних линиях (в 2015 году – 44,9 млрд рублей). Операционная прибыль на зарубежных рейсах не смогла перекрыть потери на внутренних, она составила всего 23 млрд рублей, снизившись на 37% по сравнению предыдущим годом. При этом перевозки на внутренних линиях в 2016 году выросли на 7,3%, а на международных – упали на 18,6%, то есть дисбаланс между прибыльной и убыточной деятельностью для авиакомпаний усилился. При этом на рынке сформировался переизбыток провозных емкостей – слишком много самолетов было закуплено в последние годы. Избыток предложения не позволит авиаперевозчикам поднимать цены на билеты, при этом их расходы по всем статьям, начиная от топлива и заканчивая аэропортовыми сборами, стабильно растут. Это значит, что банкротства авиакомпаний продолжатся.

Стабилизировать отрасль могло бы обнуление НДС на внутренние авиапассажирские перевозки, о чем авиакомпании просят уж не один год. Однако правительство пока не видит необходимости в "столь радикальных" мерах. Чиновники пока согласились лишь на компромисс, снизив в 2015 году НДС с 18 до 10%. Возможно, случай с "ВИМ-Авиа" заставит правительство передумать.

Рубченко Максим