Форма поиска по сайту

Собянин: "Центр Москвы превратится в единое пешеходное пространство"

дороги

19 ноября 2013, 10:55

This browser does not support the video element.

Мэр Москвы в опубликованном во вторник интервью "Комсомольской правде" рассказал о достижениях, планах и насущных проблемах города. Речь, в частности, пошла об уникальности проекта парка "Зарядье", стратегии борьбы с автомобильными пробками, Москве велосипедной и о таких вневременных категориях, как добро и зло.

- Сергей Семенович, мы приготовили, как всегда, множество вопросов на злобу дня. А есть ли что-то для Вас важное, о чем журналисты никогда не спрашивают? И никогда не пишут?

- Журналисты, как правило, спрашивают о том, что больше всего волнует горожан.

- Все-таки угадываем?

- Конечно. Другой вопрос, что за рамками публикаций или телесюжетов, как правило, остается наша "кухня". Мы видим готовый объект, мэр пришел, ленточку разрезал, ручкой помахал. Кажется, так просто... Вряд ли массовый читатель и зритель представляют, сколько рутинной работы, совещаний, переговоров, сколько людей задействовано в реализации крупного проекта. Десятки тысяч! Поэтому мы и строим сейчас за два года то, что раньше строили за пять. И все равно слышим: давайте построим за год, давайте за неделю, и вообще, сделайте так, чтобы сразу все было красиво и чисто, сверкало и ехало. Но так не бывает.

Есть и куда более серьезные вопросы, которые не сильно интересуют прессу, - внутренняя организация городского хозяйства. Порой они сложнее любых строек. С другой стороны, какая разница вашему читателю, что происходит, например, в городском здравоохранении, какие реформы идут. Ему важно получить качественную медицинскую помощь. Поэтому я прекрасно понимаю журналистов, которые задают вопросы от имени своей аудитории.

ПАРК В ЗАРЯДЬЕ

- Тогда начнем с последнего события, вызвавшего большой общественный резонанс, - победил некий проект переустройства Зарядья. Прямо у древних стен Кремля появятся кусочек степи, фрагмент болота, опушка леса. У нас в редакции, честно говоря, это вызвало некоторую оторопь. А то ли выбрали, что хотели? По этому поводу уже ерничают все кому не лень.

- На самом деле в победившем проекте нет ничего неожиданного. В конкурсе был заложен именно такой тренд: представить все разнообразие ландшафтов России от севера до юга. Конечно, в стилизованном виде. На болотцах, не пугайтесь, комаров и лягушек не будет.

- ...Но утки чтобы плавали.

- Да. На самом деле это очень симпатичный проект. У нас ведь большинство парков стандартны: есть дорожка, есть справа и слева от нее газон да иногда еще крохотное озерцо. В Зарядье же мы хотим органично вписать в ландшафт тропинки, чтобы гулять можно было по всей территории парка. Туда ведь будут приходить каждый день от десяти до 100 тысяч посетителей - в зависимости от времени года.

А по поводу ерничания... Когда мы первый раз объявили конкурс на лучшую концепцию парка, нам прислали около 150 вариантов. Мы их начали публично обсуждать. В результате ни об одном из проектов никто слова хорошего не сказал, все переругались.

- Это по-нашему.

- Ну да. Поэтому мы и объявили конкурс среди лучших мировых профессиональных команд. Победила та, что создала ряд первоклассных мировых парков. Надеюсь, ее обязательно пополнят российские специалисты, чтобы иностранцам легче было адаптироваться к нашим условиям.

- И когда можно будет погулять по тропинкам?

- Думаю, потребуется минимум два-три года. Строительство должно быть аккуратным, неспешным, потому что это действительно уникальный проект. Ведь он предусматривает и возможность интеграции парка с Москвой-рекой и Москворецкой набережной, а также с Замоскворечьем через Большой Москворецкий мост; его предполагается сделать большей частью пешеходным. Как и улицу Варварку, которую планируется соединить опять же пешеходной поперечной улицей с Никольской. Ну, а Никольская, как известно, связывает Лубянку и Красную площадь... Таким образом, центр города превращается в культурное пешеходное пространство. Уверен, понравится и москвичам, и гостям столицы.

О ПРОБКАХ И ПАРКОВКАХ

- У москвичей первая мысль: а ведь вокруг всего этого великолепия сразу возникнет грандиозная автомобильная пробка.

- Все наоборот! Вы же видели, что происходило совсем недавно с Большой Дмитровкой - всесезонная пробка. А потом мы уменьшили количество полос вдвое, упорядочили стоянку машин. И что? На улице теперь нормальное движение. Посмотрите на Пятницкую, которую мы будем реконструировать в следующем году. Глухая пробка, совершенно неорганизованная парковка: машины стоят в два-три ряда, просто перекрывая улицу. Так вот, там будет та же история, что и на Большой Дмитровке: упорядочим движение и парковки, расширим пространство для пешеходов. И там тоже забудем, уверяю вас, про сегодняшний транспортный коллапс. И на подъездах к парку "Зарядье" его не будет.

- Один из нас живет на Алтуфьевском шоссе и на собственном водительском опыте убедился, насколько эффективным может быть сужение проезжей части. Сделали узенькие, как в Европе, полосы, и случилось чудо - Алтуфьевское поехало. А почему бы по всей Москве так не поступить?

- К сожалению, не везде это получается. При сужении полос ГИБДД предъявляет свои требования: сразу надо сокращать и дозволенную скорость движения.

- Мы готовы ехать медленнее. Лишь бы ехать!

- Не все так просто. При сужении полос значительно увеличивается аварийность. И здесь, конечно, главное слово за ГИБДД. Она с неохотой идет на такого рода эксперименты, но в будущем на Щелковском шоссе мы, наверное, повторим опыт Алтуфьевского. И раз уж мы заговорили о ГИБДД, хочу обратить внимание на важный момент: введение системы видеофиксации нарушений на дорогах развязало инспекторам руки для действительно важной работы - организации движения, проверки машин во время рейдов, поиска преступников и угнанных автомобилей. У меня есть статистика: за 10 месяцев впервые за последние годы наметилась явная тенденция снижения числа ДТП. На трассах, где установлены камеры, количество тяжелых ДТП снизилось до 40 процентов!

- До Нового года сеть платных парковок опояшет уже весь центр города. Власти дают понять, что обратной дороги нет. А что, в центр действительно стало заезжать меньше машин?

- Да, конечно. И машин внутри Бульварного кольца стало меньше, и скорость движения увеличилась. Это следствие и того, что часть людей просто пересели на такси или общественный транспорт. Поэтому мы приняли решение расширить платную зону до Садового кольца.

- Тогда вопрос на засыпку: а Вы вообще можете представить, что в Москве вдруг исчезают пробки?

- Да, вполне. Мы это видим каждое лето и после Нового года. Во время новогодних каникул пробки исчезают, потом снова появляются... Нам надо прийти к тому, чтобы летний режим загрузки дорог сохранялся круглый год. Для этого требуется, с одной стороны, развитие общественного транспорта, с другой - упорядочение парковочного пространства, с третьей - развитие улично-дорожной сети. По всем этим направлениям мы сейчас полным ходом движемся. И я надеюсь, что постепенно ситуация на дорогах будет улучшаться. Я уже приводил пример Бульварного кольца. Сейчас, после введения платной парковки в пределах Садового, будет уменьшен трафик в центре. Это даст эффект по всему городу. Плюс перевод грузовиков на ночное время - а ведь их несколько десятков тысяч.

Да, это административные меры. Но одновременно мы даем людям возможность комфортно ездить на общественном транспорте: метро, железная дорога, автобусы и троллейбусы, такси.

О ТАКСИСТАХ И "БОМБИЛАХ"

- Раз уж упомянули такси... Все-таки удалось справиться с "бомбилами"?

- Никто не верил, что нам удастся их переломить... Еще два года назад легальные такси составляли микроскопическую долю рынка, их было чуть более 8 тысяч. Почувствуйте разницу: сегодня официально зарегистрировано уже 35 тысяч таксомоторов. Их владельцы оплатили патент, они зарегистрированы по месту жительства, машины включены в электронную базу данных. Для легализации такси созданы все условия: упрощенный порядок регистрации, система парковки на железнодорожных вокзалах. Мы специально внесли изменения в постановление правительства по дорожным знакам, сделали специальный дорожный знак для такси: чтобы только такси могли парковаться в том или ином месте. Сейчас создаем специализированные таксопарковки. А с 1 сентября все вновь регистрируемые такси должны быть только желтого цвета, чтобы никто не спутал их с "бомбилами".

- А таксистов-нелегалов сколько сегодня в городе?

- Вполне возможно, что около 20 тысяч. Но они уже не доминируют.

- Зато появилась другая проблема: очень высокие цены за поездку на небольшое расстояние. До 400 рублей! Проще дать частнику "соточку".

- Мы не регулируем тариф, поэтому таксисты могут какую угодно плату брать. Рынок очень раздроблен, тысячи владельцев такси и десятки предприятий-конкурентов. Но я соглашусь с вами: плата за короткие поездки очень высока. Так сложился рынок, из-за этого доля таких поездок у нас чрезвычайно мала - в отличие от мегаполисов на Западе. В дальнейшем мы, возможно, введем жестко установленные максимальные тарифы на такси. Но это будет сделано только после того, как сформируется зрелый рынок.

О "ВЕЛОСИПЕДАЦИИ" СТОЛИЦЫ

- В этом сезоне Москву очень активно пересаживали с четырехколесных средств передвижения на двухколесные. Можно итоги подводить - сегодня утром снежок пошел, пора переходить на коньки...

- Кстати, напомните читателям, что по всему городу уже открылся сезон катков. В прошлом году мы запустили около 130 площадок с искусственным охлаждением льда, можно не ждать настоящих холодов. Но я отвлекся...

На мой взгляд, велосипедные дорожки, как и пешеходные улицы, меняют не столько дорожную ситуацию, сколько менталитет горожан. Еще два года назад на наших улицах безраздельно правил автомобилист: куда хотел, ехал; где хотел, ставил машину. А сегодня появилась значительная общность людей, которым нравится по улицам гулять и ездить на велосипеде. В головах москвичей водители уже не являются монополистами на наше жизненное пространство. Меня, поверьте, очень часто на встречах спрашивают: когда появится еще одна пешеходная улица, где будут построены новые велодорожки.

А что касается итогов велосезона... Эксперимент удался. Мы создали целую сеть парковок для велосипедов, ей воспользовались десятки тысяч горожан.

Многие опасались вандализма, но москвичи показали себя бережливыми пользователями. Количество поломанных велосипедов у нас, не поверите, гораздо меньше, чем в Вене и Париже. В следующем году мы увеличим количество прокатных велосипедов впятеро. Ведем переговоры с бизнесом, ведь этот проект не столько бюджетный, сколько спонсорский. Построено около 100 км велосипедных дорожек — это неплохо для начала, но резервы здесь неисчерпаемые.

О ЦЕНЕ КИЛОМЕТРА ДОРОГИ

- В этом году обещали закончить реконструкцию Дмитровского шоссе, но что-то не похоже...

- Нет, такого никогда не было, чтобы мы обещали Дмитровку в этом году закончить. Мы вводим ее отдельными блоками, все наши стройки по Дмитровке, я думаю, будут закончены в следующем году. Может, уже в первом полугодии, может, чуть раньше. Но я хочу заметить на вашу реплику: мы не увеличиваем сроки строительства дорожных объектов, а, наоборот, радикально сокращаем. Недавно я принимал эстакаду на Профсоюзной улице, пересечение с улицей Генерала Тюленева. Мы сделали ее за пять месяцев! Крупные дорожные объекты теперь строим в течение 18 месяцев, в то время как по проектам организации строительства они должны строиться три, четыре, пять лет. Если бы мы соблюдали прежние сроки на той же Дмитровке, то стройка продолжалась бы вдвое дольше. То же могу сказать о Можайском шоссе. Таких темпов дорожного строительства за всю историю нашего города не было, это я вам точно говорю.

- При Вашем предшественнике была обнародована стоимость строительства одного километра МКАД. Умопомрачительная! Нигде в Европе и близко ничего нет. Сейчас эти цены снизились?

- Да, мы сразу снизили стоимость проектов примерно на 20%, включая даже те, что были в стадии реализации. Постоянно пересматриваем проекты, которые кажутся слишком дорогими, либо отказываемся от них. Средняя стоимость реконструкции крупной московской магистрали сегодня составляет от 8 до 15 миллиардов рублей. Для сравнения: строительство Четвертого транспортного кольца обошлось бы, я думаю, миллиардов в 500. Да и сколько бы оно велось, не очень понятно. А мы сейчас строим быстро, экономя к тому же серьезные деньги — и во время проектирования, и во время экспертизы проектной документации, и во время разыгрывания этих объектов на торгах.

О ДОБРЕ И ЗЛЕ

- Никто не видит, как городские власти выходят на крупные решения, - с этого, Сергей Семенович, Вы сегодня начали. А ведь, судя по нашему разговору, у Вас нет решений, где добро побеждает зло. Проблемы накапливались десятилетиями, а решать их надо на марше. Идет в основном борьба за меньшее зло...

- Вопрос, насколько оно меньшим получается. Но все равно добра должно быть больше!

ВОПРОС ПО СУЩЕСТВУ

- Аббревиатура МКЖД ещё не стала привычной для москвичей. Расшифруете?

- Во-первых, Малое кольцо железной дороги станет кольцевой линией для пассажиров, передвигающихся по городу на электричках. С помощью кольца радиальные направления железной дороги будут связаны между собой.

Во-вторых, запуск пассажирского движения даст мощный толчок развитию ныне плачевной территории промзоны с неприглядными складами, пустырями, заброшенными зданиями. Здесь начнут строить офисы, торговые центры, спортивные сооружения, жилье, социальные объекты. Все остановки на МКЖД изначально проектируются как транспортно-пересадочные узлы, включающие перехватывающие парковки и площади для торговли и услуг.

ПРОВЕРКА СЛУХА

- Говорят, Тверская станет пешеходной. Честно говоря, даже представить такое страшно.

- Если страшно, то не надо и представлять. Таких планов у нас никогда не было и нет. Тверская есть и будет одной из главных артерий города. Хотя мы рассматриваем вариант небольшого расширения на ней тротуаров. Вы вряд ли обращали внимание на то, что проезжая часть на Тверской разной ширины. Мы хотим ее выровнять и "излишки" отдать пешеходам.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Шесть новых станций метро в уходящем году, девять станций - в будущем

35 тысяч - столько работников задействовано на стройплощадках метростроя. Работы ведутся в две смены, а там, где можно - круглосуточно.

20 лет - столько ждали метро жители Жулебино, получившие его две недели назад.

Два - столько участков будут еще открыты до конца года: "Улица Старокачаловская" - "Битцевский парк" на Бутовской линии и первый участок новой Солнцевской ветки "Деловой центр" - "Парк Победы". Всего за год введено 12 километров новых линий и шесть станций.

2014 - в будущем году будет сдано продление Сокольнической линии в Тропарево и Румянцево, и Люблинской линии до станции "Петровско-Разумовская". Кроме того, планируется открыть три дополнительные станции :"«Котельники" на юго-востоке, "Технопарк" в Нагатине и "Спартак" на Волоколамском шоссе у строящегося стадиона. Всего 13 километров новых линий и девять станций.

30-40 - столько километров новых линий будет введено в 2015 году. Иными словами, всего за год столичная подземка удлинится на 10%.