Форма поиска по сайту

Как подковать блоху: психолог рассказал о левшах в день их праздника

дети психологи читать

13 августа 2014, 15:05

Анфиса Калистратова. Фото: www.kalistratova.info

13 августа отмечается Всемирный день левшей, который призван привлечь внимание общества к проблемам переучивания леворуких детей. О том, с какими трудностями сталкиваются "неправильных" дети и какие получают преимущества, сетевое издание M24.ru поговорило с психологом, гештальт-терапевтом Анфисой Калистратовой.

- В каком возрасте у детей проявляется леворукость?

- Леворукость можно определить уже с года-полутора, когда ребенок активно осваивает мир предметов, совершает манипуляции игрушками, карандашами, мелками. Уже тогда можно определить, левша он или правша.

- То есть, если он хватает предметы преимущественно левой рукой, то для родителей это должно быть сигналом, что он левша?

- Да. Хотя, конечно, это можно исправить.

Фото: ИТАР-ТАСС

- И как же это сделать?

- Можно попробовать следующий метод – стараться давать ребенку предметы в правую руку каждый раз, когда он тянется за ними левой. Чтобы в будущем ребенок был не только стабильным эмоционально, но и развитым творчески, лучше развивать обе руки, то есть чтобы он был амбидекстром.

- Существует мнение, что детей-левшей переучивать опасно.

- Да, это так, но детей более старшего возраста. Если начать переучивать ребенка в 5-7 лет, для него это будет большим стрессом. Он уже привык, настроен на определенный образ действий и не задумывается при движении. А если его заставляют, причем родители с нажимом обращают на это внимание, иногда, может быть, даже ругаются, у ребенка это вызывает стресс и формирует массу комплексов. "Я не такой как все, со мной что-то не так", – и дальше идет неуверенность в себе, низкая самооценка. Самый оптимальный возраст для переучивания - год-полтора.

Фото: ИТАР-ТАСС

- У левшей есть какие-то преимущества в плане обучения?

- Да, леворукие – очень творческие дети. Им легко даются гуманитарные науки, изобразительное искусство, музыка. В школе им больше будут нравиться такие предметы, как пение, ИЗО, технология, специализированные предметы, например: риторика, ритмика. Все, что связано с самовыражением. Но они более нестабильны эмоционально, и в этом основная проблема.

- Чем вызвана эта нестабильность?

- У нас левое полушарие отвечает за логику, формирование языка и логического мышления. Правое полушарие – за образное мышление, способность к воображению, эстетическое восприятие мира, чувство музыки, красок, форм - всего, что связано с образами. И в том числе правому полушарию подчинена левая рука. Когда у ребенка больше развито правое полушарие, то ему удобнее пользоваться левой рукой. А контроль над эмоциями дает левое полушарие, которое у левшей не так развито. Они хаотичны, у них много импульсивности, присутствует детская непосредственность, вдохновение, порывы. Стабилизацию дает правое полушарие, но у леворуких этого нет. Изучая этот момент, я пришла к выводу, что лучше развивать оба полушария.

- Зачем?

- Мы занимались исследованием преимуществ праворуких и леворуких лет восемь-девять назад. И выяснили, что переученные левши достигают больших высот в социуме и в материальном плане, и в развитии личности, и в каких-то личностных отношениях. Но речь идет о левшах, переученных в раннем возрасте.

Фото: ИТАР-ТАСС

- Но ведь в советское время было принято переучивать левшей именно в школе и методы были довольно жесткими.

- Такое было, да. И в школе это, естественно, становилось проблемой. Раньше вообще к детям относились достаточно потребительски. Все было распланировано, независимо от того, какой у ребенка характер и способности. Нестандартного ребенка просто ломали, "подкручивали и подпиливали".

- А сейчас, когда в школе атмосфера изменилась, левши учатся лучше или хуже своих праворуких сверстников?.

- В зависимости от того, какие предметы предпочтительнее для левшей, но, в целом, левша учится не хуже и не лучше правши. Одна из главных проблем - неразборчивый почерк. Если учитель начальных классов жесткий, он может очень сильно обращать на это внимание.

- В Петербурге существует экспериментальная школа для левшей. А в Москве есть подобные образовательные площадки?

- О таких площадках я в Москве не знаю. Если с детьми возникают какие-то проблемы, их, как правило, решают в частном порядке у психологов. Но, по моему опыту, каких-то специальных запросов со стороны родителей детей-левшей не было. Однажды привели девочку специально, чтобы понять, как леворукость повлияет на нее, будут ли плюсы-минусы. Я увидела: если сильно на этом замыкаться, у девочки разовьется комплекс, что она не такая как все. - То есть вы советуете родителям не зацикливаться на этой особенности ребенка, чтобы у него не развивалось комплексов?

- Да. Если это обнаружилось уже в школе, и у ребенка все стабильно, нормально, то не стоит заострять на этом внимание. Но если в школе из-за этого возникают проблемы, нужно идти к специалисту.

- Сколько сейчас леворуких людей в мире? Хотя бы примерно. - С каждым годом их все больше именно потому, что перестали насильно переучивать. Конечно, правшей больше. Но среди детей до 15 лет – где-то 50 на 50.

- Значит, примерно половина детей - леворукие?

- Да, если брать от 0 до 15 лет, там приблизительно такие пропорции. У меня ощущение, что в детстве у ребенка происходит выбор: "Какой рукой мне интересно работать: двумя, одной, левой или правой".

Фото: ИТАР-ТАСС

- То есть в самом раннем детстве он сам решает?

- Да, сам решает, что ему самому интересно или неинтересно. К тому же дети до 3 лет очень отзывчивы на любые инициативы со стороны родителей. Если родители хотят обучить ребенка чему-то, переучить, он идет на это с удовольствием. Я прихожу к выводу, что нужно обучать детей, хорошо владеть и правой, и левой рукой.

Григорий Медведев