В Центральном доме предпринимателей в рамках конференции "Стартап-практикум" прошел мастер-класс "Я предприниматель. С чего начать и кто поможет". Сооснователь и генеральный директор бизнес-инкубатора МГУ Дарья Комарькова рассказала, как сделать первый шаг и к кому обратиться за поддержкой тем, кто собрался открывать свой бизнес.
Дарья Комарькова посоветовала начинающим предпринимателям рассчитывать в первую очередь на собственные средства. Если же такой возможности нет, то можно попросить денег у знакомых. Но у этого варианта есть один минус – если вовремя не вернуть долг, друзья станут врагами. Существует еще масса способов финансирования, среди которых самые действенные бизнес-конкурсы, городские субсидии и гранты. Прямую трансляцию мероприятия провело сетевое издание M24.ru.
Бизнес-инкубатор МГУ был основан в 2010 году в рамках университетской программы поддержки инновационного предпринимательства. Официальное открытие инкубатора состоялось 15 сентября 2011 года. Инкубатор является подразделением Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и работает по принципу бизнес-акселератора. Такая модель поддержки бизнеса на ранней стадии обеспечивает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки. Располагается в помещениях на территории МГУ (м. Университет): в 3-ем новом учебном корпусе (Экономический факультет) и во 2-ом гуманитарном корпусе (Факультет ВМиК).
Бизнес-акселератор - это модель поддержки бизнесов на ранней стадии, которая предполагает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки. Для быстрого выхода на рынок проекту обеспечиваются инвестирование, инфраструктура, экспертная и информационная поддержка.
Для инвестиций на начальных стадиях бизнес-акселераторы привлекают инвесторов - как частных, так и институциональных, - а также могут частично сами выступать в роли фонда. Бизнес-акселераторы наиболее распространены как форма поддержки IT-стартапов - проектов в области современных технологий и коммуникаций. Самыми известными акселерационными программами являются Y Combinator и Techstars. В России действуют аналогичные программы, например, TexDrive.
Для основателей проектов участие в акселераторах бесплатно. Иногда взимается взнос за вхождение в программу (у американского акселератора Mass Challenge — $199).
This browser does not support the video element.
Интересные бизнес идеи для мегаполиса по версии Forbes
Велодоставка. В 2008 году питерская компания Prompt Delivery первой в России начала использовать в качестве средства доставки корреспонденции велосипеды. Сейчас в компании работает 5 курьеров, вместе они доставляют от 50 и 75 заказов в день. Для доставки принимаются посылки весом до 5 кг. За рейс курьер может развезти груз суммарным весом не более 15 кг.
В качестве снаряжения используются обычные велорюкзаки, велосумки и велоприцепы. Больше половины заказчиков - типографии и рекламные агентства. Девять из десяти заказов приходятся на постоянных клиентов. Бывают и нетривиальные просьбы - сгонять за забытым у родственников ключом. Зимой, в самое сложное для работы время, курьерам доплачивают премии в размере 5-10% от месячной оплаты. По словам основателя компания Антона Храмова, затраты на запуск (50 000 рублей) он окупил за полгода.
Коворкинг с детским садом. В декабре 2013 года Мария Юдаева открыла в Санкт-Петербурге "Дом Гнома" - коворкинг, совмещенный с детским клубом. Около 100 кв. м занимает офис, столько же – игровая и спальня, где за детьми приглядывают два инструктора. Получилась удачная альтернатива детскому саду и няне - ребенок не оторван от мамы и при этом находится в детском обществе. Поначалу Юдаева рассчитывала, что ее клиентами станут копирайтеры и дизайнеры, но оказалось, что молодые мамы приходят в "Дом Гнома" в том числе и отдохнуть – заняться рукоделием или почитать.
Безлимитный абонемент на месяц стоит 14 000 рублей - почти вдвое дешевле стоимости услуг частного детского сада. Пока абонемент у Юдаевой купили всего один, клиенты присматриваются - проводят здесь по 3-4 часа (час стоит 200 рублей).
Юдаева вложила в запуск проекта около 1,5 млн рублей, которые рассчитывает окупить за полтора-два года. По ее расчетам, к этому моменту "Дом Гнома" будет продавать около 50 абонементов в месяц.
This browser does not support the video element.
Деревенская еда. Московская LavkaLavka - пионер на рынке интернет-торговли продукцией фермерских хозяйств. Проект стартовал в 2009 году, сейчас у компании есть филиал в Санкт-Петербурге. Ассортимент меняется в зависимости от сезона и наличия товара. В течение года предлагают около 2000 наименований, летом - до 3000. В Москву продукты поставляют преимущественно подмосковные фермеры, но есть и черноморские мидии, и астраханская черная икра. Ежедневно сотрудники фирмы развозит от 300 до 400 заказов. Средний размер интернет-заказа – 5000 рублей. Недавно фирма открыла в Москве три магазина, которые сейчас приносят пятую часть выручки (суммарно – 16 млн рублей в месяц).
Все для пробки. Идея товаров, актуальных для людей, стоящих в пробке, пришла Василю Газизулину в 2008 году, когда он возглавлял автомобильное направление в розничной сети "Экспедиция". Компания выпустила подарочный набор, состоящий из авто-туалета, кислородного баллона и губной гармошки с диском-самоучителем, который имел у автомобилистов бешеный успех.
В полном объеме Газизулин реализовал идею только летом 2013 года. На запуск интернет-магазина "Жизнь в пробке" он потратил 1,5 млн рублей. Сейчас в ассортименте 1500 наименований от детских автокресел до антистрессовой оплетки на руль с лопающимися пупырышками или массажера. Половину продаж компании приносит автопосуда, например, кружки-непроливашки или аппарат для приготовления эспрессо, работающий от прикуривателя.
За полгода работы выручка магазина составила полмиллиона рублей. В штате компании только два человека - Василь Газизулин и его партнер. Логистику и продажи предприниматель отдал на аутсорсинг.
Ваш рацион. Just for you – первая в России компания по доставке еды на основе индивидуально разработанного рациона. Основатель компании диетолог Ирина Почитаева семь лет назад увидела проект The Pure Package в Лондоне и решила запустить аналогичный в Москве. Первые полгода она работала самостоятельно. Еда получалась полезная, но недостаточно вкусная. Тогда Почитаева предложила ресторатору Аркадию Новикову участвовать в проекте. Предприниматель согласился, и подключил к разработке меню для Just for you шеф-повара одного из своих ресторанов. Сейчас в штате компании 55 человек, половина из них - повара. За семь лет компания обслужила 4000 клиентов.
Just for you предлагает 5-разовое питание из 7-10 блюд, включая десерт. Почитаева с коллегами разработала 8 стандартных рационов. Например, дневной комплекс для снижения веса стоит от 4400 рублей, спортивное питание - от 4800 рублей. Абсолютно индивидуальное меню обходится клиентам не менее чем в 6000 рублей в день.
80% клиентов выбирают курс для похудения. При этом половина использует рацион Just for you постоянно, остальные после разового курса возвращаются к привычной пище.
Гостиница для цветов. Владелица салона "Цветочные сказки" Ирина Сильвоник предлагает редкую услугу - гостиницу для растений. Клиенты половину времени проводят дома, а остальное - в командировках или на отдыхе. У некоторых есть не одна квартира или бизнес за рубежом», - объясняет предпринимательница. Растения приезжают в салон не только погостить, но и на лечение. Сейчас Сильвоник пытается спасти апельсиновые дерево, у которого начали опадать листья. За три года существования сервиса клиентами стали несколько десятков человек. Сейчас на долю гостиницы-лазарета приходится около 20% выручки салона.