Форма поиска по сайту

Злой гений коммунизма. Новый взгляд на революцию в премьере МХТ имени Чехова

На сцене МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля "Светлый путь. 19.17", который поставил 25-летний режиссер Александр Молочников. В год 100-летия Октябрьской революции, когда все культурное пространство оказалось переполнено выставками, фильмами и проектами, посвященными этому историческому событию, делать еще одно высказывание на эту тему и остаться оригинальным было практически невозможно, однако у 25-летнего Молочникова, это, кажется, получилось.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

Вероятно, секрет успеха этого спектакля заключается как раз в том, что режиссером его стал представитель того поколения, у которого не было никакой изначальной установки: ему не нужно было оправдывать коммунистический проект или, наоборот, пытаться изжить его из себя. Поэтому строительство коммунизма не стало ни трагедией, ни героической сагой, а превратилось в фантастический фарс, благодаря чему смотреть спектакль оказалось невероятно увлекательно: у зрителя нет никаких иллюзий относительно того, что он знает, чем все это закончится, то есть "Светлый путь" совсем не об истории. Ну почти.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

По сюжету Ленин (Игорь Верник) – злой гений, в итоге перевоплощающийся в Сталина. Вместе с Надеждой Крупской и Троцким он изобретает секретный элемент – железное сердце, которым заменяют сердце рабочего Макара, превращая его в машину коммунизма, и отправляют его на задания по строительству нового политического строя. Макар, поверив обещаниям, что скоро все будут добывать сметану из облаков, оставляет любимую и отправляется на их выполнение, демонстрируя чудеса выпекания хлеба животом и звонков самому Ленину непосредственно через голову. То есть сама форма повествования становится просто доведенной до абсурда формулой коммунизма, в которую каким-то немыслимым образом заставили поверить целую страну. Каким? Кажется, мы никогда не найдем ответа на этот вопрос.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

Поэтому этот спектакль и об истории тоже. Или, вернее, о невозможности ее адекватной интерпретации. В основу постановки лег текст, написанный самим Молочниковым в соавторстве с Ольгой Хенкиной и Андреем Золотаревым, а опорными точками для сюжетной канвы стали несколько исторических фактов: захват власти Лениным, деятельность Троцкого, переход Первой мировой войны в Гражданскую, декреты о земле и о свободной любви. Молочников на пресс-конференции признался, что не стал углубляться в исторический материал, потому что считает утопией саму историю, так как количество интерпретаций этих событий подрывает их историческую репутацию и значимость. "А как еще говорить про это, если не условными формами? Нет никакой истории, потому что не существует одной реальной истины. Есть только множество точек зрения на эти события и их роль в истории", – сказал режиссер.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

Зато советская киноэстетика и театр сыграли в создании спектакля куда более важную роль. Музыка, фрагменты фильмов, костюмы, пластические этюды и декорации, придуманные архитектором Сергеем Чобаном, – все это покажется очень знакомым, даже если вы никогда не видели советских фильмов 1930-х годов. Отдельной частью спектакля стал короткометражный фильм "Чевенгур", снятый Молочниковым по мотивам романа Андрея Платонова, сюжет которого сжат до формулы, раскрытой за пару минут.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

Что касается актеров, то состав спектакля кажется идеальным: Верник убедителен даже без бороды и гвоздик в петлице. Ленин и Сталин здесь достаточно условные личности. Это скорее дух, воплощение зла, как и Воланд, волею судеб оказавшийся в Москве вместе со своей свитой – Ингой Оболдиной и Ириной Пеговой в роли Надежды Крупской и Артемом Соколовым в роли Троцкого. Роли Мастера и Маргариты – в данном случае их зовут Макар и Вера, что, впрочем, сути не меняет, – исполнили актеры МХТ Артем Быстров и Виктория Исакова. Большой удачей стал выбор Алексея Верткова для роли Баса Его Величества, который вместе с Поэтом, Художником и Голицыной служит обобщенным символом ушедшей эпохи буржуазного общества.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

Высказывание Молочникова получилось очень дерзким, притом без какой-либо актуальной политической критики, и по-настоящему смешным. Это было предсказуемо, если учитывать его предыдущие постановки на сцене МХТ – спектакли "Бунтари" и "19.14". В своем интервью, которое Молочников дал порталу Москва 24 полтора года назад, он уже намекал на то, что у этих постановок будет продолжение, посвященное теме революции. Вообще же феномен Молочникова можно считать уникальным совпадением удачных обстоятельств и подлинного таланта: учитывая, что Олег Табаков действительно открыл сцену МХТ для самых смелых предложений (вспомнить хотя бы все эксперименты Константина Богомолова), Саша Молочников свой шанс не упустил. Результатом стала третья постановка, в которой 25-летний режиссер издевается над историческими "непреложными истинами" и заставляет народного артиста РФ Игоря Верника участвовать в этом балагане.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

Весь актерский состав отметил, что отсутствие завершенного литературного произведения в основе спектакля дало им абсолютную свободу в развитии сюжета, отчего каждая репетиция начиналась со знакомства с новым текстом и обсуждения новых деталей. Единственное − на первых показах эта незавершенность чувствовалась и зрителями: в какой-то момент логика событий начинает путаться и скатываться в окончательный хаос, где не смешно уже никому. Хотя, может быть, в реальной истории конца 1930-х все так и было.

Читайте также