Форма поиска по сайту

Монохром и асимметрия: новые здания столицы, созданные мировыми архитекторами

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

В Москве состоялось открытие нового проекта архитектурного бюро Zaha Hadid Architects Dominion Tower. Редакция m24.ru разбирает достоинства и недостатки проекта, а также вспоминает, что еще построили всемирно известные архитекторы за последние годы в столице.

Заха Хадид: Dominion Tower

Здание Dominion Tower выбивается из всего ряда домов на Шарикоподшипниковской улице. Оно не намного выше окружающей советской застройки, и, в целом, нужно отметить, очень корректно в нее вписано. Но при этом лаконичные современные формы и белоснежная отделка не похожи ни на что вокруг.

Проект реализовывался почти 10 лет. И хотя заказчик, которым является девелоперская компания "DominionM", подчеркивал, что оно здание останется современным еще 50 лет, все же в этом есть большая доля самонадеянности: за прошедшие 10 лет не только мировая архитектура стала другой, сама Заха Хадид стала другим архитектором.

Фасад здания четко разделен на горизонтальные отсеки, и каждый этаж тектонически смещен относительно предыдущего и последующего. Если сравнить с тем, что делает Заха Хадид сегодня, то станет очевидно: данный проект морально устарел.

"Для нас очень важны открытые трехмерные пространства и отсутствие противопоставления пола и стен, вертикалей и горизонталей. Эти принципы мы ставим выше, чем стремление соответствовать окружающей среде проекта, который мы реализуем", – сказал партнер Захи Хадид архитектор Патрик Шумахер, который представил сооружение на пресс-конференции.

Что же касается внутреннего пространства, то оно отвечает этим принципам и действительно прекрасно: динамичные формы, асимметрия, свободное расположение лестниц, минимализм деталей и лаконичное сочетание монохромных архитектурных элементов. Портят красоту архитектуры лишь керамическая плитка в советском духе, гипсокартонные двери и перегородки и штукатурка, которой перепачкана вся лестница. В общем, красота здесь далеко не в деталях: при ближайшем рассмотрении все элементы оказываются сделаны неаккуратно или не доделаны вовсе. Презентацию провели, но работы еще хватит на добрых полгода.

Рем Колхас: музей современного искусства "Гараж"

Над проектом нового здания музея современного искусства "Гараж" работал один из самых значимых архитекторов современности Рем Колхас, куратор 14-ой архитектурной биеннале в Венеции, автор проекта штаб-квартиры Центрального телевидения Китая в Пекине, центральной библиотеки в Сиэтле и множества других не менее важных проектов. Вместе со своим бюро OMA он изменил облик здания до неузнаваемости.

По словам архитектора, самым важным для него было не столько сохранить именно советскую эстетику, сколько подчеркнуть общую культурную значимость музея, сделать здание открытым для идей, инициатив и посетителей. Проект реализован таким образом, что поднимающиеся центральные сектора стен из полупрозрачного двуслойного поликарбоната позволяют объединить внутреннее пространство музея с окружающим ландшафтом природной среды. Также Рем Колхас отмечал, что стремился максимально отойти от понятия реставрации в традиционном понимании процесса.

Там, где это было возможно, архитектор оставил открытыми кирпич, облицовочную плитку, обнажая различные культурные и архитектурные слои здания. Эти артефакты советской эпохи, очищены от своей изначальной эстетики и представляют собой, скорее, декоративное решение. Площадь нового здания составляет 5500 квадратных метров. Пространство формально поделено на несколько зон, каждая из них может предлагать самые разные формы активности, менять свое предназначение, так же, как и внутренняя конфигурация ширм, перегородок, экспозиционных элементов.

Хани Рашид: "Эрмитаж-Москва"

Филиал государственного музея "Эрмитаж", "Эрмитаж-Москва", обещают построить к 2017 году, но уже сейчас этот проект является одним из самых обсуждаемых и ожидаемых проектов в области современной архитектуры. Основа концепции проекта – сочетание публичных пространств для разных категорий искусства, мобильность, открытость внешнему миру, множество технологических нюансов. Архитектура Хани Рашида, который был назначен главным разработчиком проекта, как живой организм, может меняться, а значит, приспосабливаться под самые сложные кураторские выставочные проекты. Филиал Эрмитажа, который планируют построить на бывших заводских территориях ЗИЛа, станет пространствообразующей единицей. Постепенно он начнет обрастать дополнительными культурными кварталами и слоями. Здесь планируется возвести концертный зал, кружки, внутренние и внешние лектории.

Проект здания "Эрмитаж-Москва" Хани Рашид (бюро Asymptote Architecture) Фото: facebook.com/ASYARCH

Борис Бернаскони: MATREX-Сколково

MATREX – главный общественный проект в иннограде Сколково, разработанный архитектором Борисом Бернаскони. Здание сочетает в себе сразу несколько функций и является одновременно и бизнес-центром, и общественным пространством. Внутри трапециевидной конструкции расположено открытое пространство в виде матрешки (отсюда и название), вокруг которой по спирали размещается музейное выставочное пространство, как в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, построенном в 1943 году Фрэнком Ллойдом Райтом. Это гигантский трансформирующийся зал, который создает светящийся силуэт матрешки на фасаде.

MATREX-Сколково. Фото: bernaskoni.com

Сергей Чобан: Новое здание Третьяковской галереи

Конкурс на строительство нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной выиграл проект архитектурной мастерской SPEECH под руководством Сергея Чобана. Разговоры о необходимости этого строительства ведутся уже более шести лет, и со сменой руководства музея они вновь стали актуальны. Согласно проекту, представленному Сергеем Чобаном, фасады корпуса будут напоминать шпалерную развеску картин: окна, расположенные так, как размещаются картины на стенах музея, они будут покрывать фасад практически полностью. Жюри конкурса отдельно отметило "уважительное отношение к контексту" в предложенном проекте.

Проект нового здания Третьяковской галереи. Фото: speech.su