Форма поиска по сайту

Александр Митта: как привлечь внимание зрителя

This browser does not support the video element.

В кинотеатре под открытым небом на Воробьевых горах в рамках кинофестиваля "Будем жить!" прошел мастер-класс режиссера и педагога Александра Митты. Сетевое издание M24.ru провело прямую трансляцию мероприятия. На семинаре Александр Митта рассказал о том, как привлечь внимание зрителя к просмотру фильма.

Александр Наумович Митта – не только известный режиссер, но и опытный преподаватель. Уже несколько лет он работает профессором киношколы Гамбургского университета, а его мастер-классы успешно проходят в разных странах мира.

На лекциях Митты не заскучаешь. Как и в кино, он в первую очередь думает о зрителе, вовлекая его в интересный разговор. Словно дирижируя маркером, он рассказывает о разработанной им профессиональной сценарной схеме. А чтобы зрителю было легче воспринимать материал, режиссер сопровождает его короткометражными роликами, в которых эта схема работает "на все сто".

Кино, по мнению режиссера, – это искусство конфликта, а конфликт – залог успеха любой картины, даже тридцатисекундного ролика.

Первые два ролика – юмористическая реклама транспортной компании De Lijn, слоган которой - "Разумнее путешествовать в группе". Третий – короткометражный фильм "Черная дыра", в котором офисный клерк находит возможность обогатиться, но жадность его поглощает. А в конце беседы была показана анимационная короткометражка "Престо". Это история знаменитого фокусника Престо, который готовится выполнить известный фокус со шляпой и кроликом. А кролик в это время сидит в птичьей клетке и страдает от голода.

Чтобы снять хорошее кино, режиссеру необходимо прописать роль для самого главного персонажа – зрителя, которого надо заинтересовать. По мнению Александра Митты, зрителя надо "двигать" катарсисом (очищение души через страх и сострадание). Путь к катарсису должен лежать через развитие конфликта, экспозицию и завязку, драматическую ситуацию (когда внешние обстоятельства сильнее, чем возможности характера) и драматическую перипетию (перепад ситуации на противоположную).

Еще одно важное условие успеха картины – саспенс, использование которого в кинематографе обычно связывают с именем Альфреда Хичкока, который искусно создавал атмосферу тревожной неопределенности, напряженного ожидания, боязни неизвестного и предчувствия чего-то ужасного в своих картинах. После Хичкока этот прием получил широкое распространение в мировом кинематографе.

Александр Наумович Митта родился 28 марта 1933 года в Москве. После окончания школы он хотел стать художником и даже поступил в специализированный вуз, откуда его отчислили. После отчисления Митта решил стать архитектором и поступил в Московский государственный строительный университет имени В.В. Куйбышева, где его мастером был выдающийся архитектор Константин Мельников, спроектировавший Парк Горького и много других объектов. Однако после получения диплома инженера-строителя Митта работать по профессии не стал.

Обучение в художественном вузе позволило ему устроиться на работу карикатуристом в юмористический журнал "Крокодил", а потом в "Веселые картинки". Одновременно с этой работой он решил получить второе высшее образование во ВГИКе в мастерской кинорежиссера и сценариста Михаила Ильича Рома. С тех пор его жизнь была связана с кинематографом.

Кинодебют Александра Митты состоялся в 1961 году. В качестве дипломной работы режиссер снял в соавторстве с однокурсником Алексеем Салтыковым картину "Друг мой, Колька!" по пьесе драматурга Алесандра Хмелика, одного из создателей детского киножурнала "Ералаш". Фильм с успехом прошел на больших экранах Советского Союза и даже вошел в двадцатку самых популярных лент 1961 года.

Первую самостоятельную картину Митта снял в 1962 году - фильм "Без страха и упрека" затрагивал подростковую тему. Затем он снял ленту, получившую международное признание, - "Звонят, откройте дверь" (1966). Картина была удостоена "Золотого льва Святого Марка" на кинофестивале детских фильмов в Венеции.

Следующая работа "Точка, точка, запятая…" (1972) стала первым опытом Митты в качестве сценариста. Картина с успехом прошла в кинотеатрах и получила множество призов на кинофестивалях. В дальнейшем режиссер стал работать с разными жанрами: он снимал мелодрамы ("Москва, любовь моя", 1974), сказки ("Сказ про то, как царь Петр арапа женил", 1976), трагикомедии ("Гори, гори, моя звезда", 1969). Кроме того, именно Митта снял первый советский фильм-катастрофу ("Экипаж", 1979), который отказалось финансировать министерство культуры, и режиссер сам нашел спонсора в лице компании "Аэрофлот".

Затем Александр Митта совместно с кинематографистами Чехословакии и Румынии снял фильм "Сказка странствий" (1982), где главную роль исполнил Андрей Миронов. Эта картина, по мнению режиссера, воплотила идеи Станиславского и Эйзенштейна одновременно.

В 1991 году Александр Митта совместно с британцами снял фильм об английском археологе, сосланном в Сибирь, "Затерянный в Сибири", после чего сделал десятилетний перерыв в съемках. За это время режиссер успел поделиться своим опытом со студентами Гамбурга и открыл собственную киношколу в Москве.

К съемкам кино он вернулся в 2002 году. Первым проектом после перерыва стал сериал "Граница. Таежный роман", затем появились криминальная драма "Раскаленная суббота" и сериал "Лебединый рай". В 2013 году Александр Митта снял фильм "Шагал-Малевич" про дружбу двух художников, которая постепенно переросла в творческое соперничество, а затем и в ярую вражду.

Также режиссер написал книгу "Кино между адом и раем". В аннотации написано, что это книга для человека, который хочет написать сценарий, поставить фильм и сыграть в нем главную роль.

Анна Лебедева