Это
Московскому
метро — 90 лет!

Идеи о подземной железной дороге в столице родились задолго до ее появления: несколько проектов строительства было представлено еще с 1875 года. При этом непосредственно к работам приступили, когда стало очевидно, что трамваи не справляются с потоками жителей столицы.

Строительство первого опытного участка началось в конце 1931 года. В 1934-м было выполнено 90% всех строительных работ на линиях первой очереди общей протяженностью свыше 11 километров с 13 станциями.

Открылось метро 15 мая 1935 года сразу с двумя маршрутами: от "Сокольников" через центр до "Парка Культуры" и от "Сокольников" с ответвлением от "Охотного Ряда" до "Смоленской".

Как за последние 90 лет менялись подвижные составы, турникеты и билеты столичного метрополитена – в спецпроекте Москвы 24.

Турникеты и проездные От картона до «Тройки»

Изначально планировалось, что билеты на проезд будут делать из картона. Специально для этого разработали шесть разных вариантов дизайна, в том числе "пригласительный" на одну поездку.

Параллельно с этим инженеры работали над турникетами, которые должны были принимать жетоны. Но здесь все пошло не по плану уже во время испытаний: жетоны то и дело застревали, а у турникетов создавались очереди.

В итоге с 15 мая 1935 года пассажиры проходили в метро по картонным билетам двух типов – розовым и желтым. Первые приобретали те, кому нужно было ехать от "Сокольников", вторые – к "Сокольникам". А вместо турникетов москвичей встречали контролеры.

Купить билет можно было в том числе в автоматической кассе, которая работала по принципу киноленты (передовая на тот момент разработка). Спустя четыре года в Москве впервые сделали билет "Единый", по которому можно было проехать сразу на нескольких видах транспорта. Начали внедрять и абонементы, которые со временем стали персональными: на каждый из них вклеивали фотографию владельца.
Но со временем бумагу сменил металл, а контролеры, стоявшие в шеренгу перед входом в метро, ушли в историю.

АКП-1 – первый тип турникетов, массово применявшихся в метрополитенах СССР. Первые образцы были построены в 1952 году, а с 1958 по 1961 год их массово устанавливали на всех станциях, кроме "Первомайской" (сейчас – "Партизанская"). Сперва в них надо было бросать жетоны, а позже – 5-копеечные монеты.

Впоследствии на базе АКП-1 создали АКП-2: они были похожи внешне, но отличались материалами. Если первые АКП-1 были на 100% отделаны деревом, то в АКП-2 использовали более простые материалы, например, слоистый пластик.

Турникеты сделали с раздвижными створками, которые всегда были открыты, пока кто-то не пытался пройти "зайцем" (в таком случае створки закрывались и блокировали проход). В 1970-х появились модели с усовершенствованным корпусом из металлических панелей – АКП-73. Они так же работали в формате "свободного прохода", а после модернизации в 1990-х при закрытии створок играли "Полонез Огинского" ("Прощание с Родиной").

Последние турникеты этого типа вывели из эксплуатации в 2018 году.

К слову, от жетонов окончательно отказались еще в январе 1999-го. До этого в метро начали появляться первые магнитные билеты: в 1993-м их стали продавать в качестве эксперимента, а уже спустя три года – массово. А в сентябре 1998 года в московском метро впервые начали продавать транспортные карты с чипом.

С 2000 года началась эксплуатация новых турникетов УТ-2000. Они принципиально отличались от предыдущих поколений дизайном: у них были полустеклянные тумбы и стеклянные дверцы. Кроме того, у них не было звуковых сигналов. А главное, в столичном метро они были закрытого типа – открывались только при оплате проезда. Это было сделано для борьбы с безбилетниками, которые просто пробегали или перепрыгивали через створки АКП-73.

В 2005 году появляется модификация более компактных турникетов УТ-2005 для станций с маленькими вестибюлями метро. А через четыре года выпустили обновленные турникеты УТ-2009 – именно эта модель сейчас массово установлена на всех станциях Московского метрополитена.

В свою очередь, все вопросы с оплатой проезда сняла карта "Тройка", которую ввели в обращение 2 апреля 2013 года. Решение стало настоящей революцией в московском транспорте: "Тройка" позволяет записывать на нее абонементы или оплачивать с баланса билета "Кошелек" проезд во всем городском транспорте, включая МЦК, МЦД, электрички и аэроэкспрессы, а также управлять балансом онлайн.

Есть и альтернативные варианты оплаты проезда с функционалом "Тройки" в виде брелоков, браслетов, жетонов, вкладышей и наклеек, а также виртуальных мобильных карт с системой оплаты посредством NFC.

Подвижной состав от 1930-х до наших дней

Фото: Пресс-служба Московского метрополитена

Вагоны серий "А" и "Б"

Первые составы для московского метро были изготовлены в 1934 году на Мытищинском машиностроительном заводе.

Это были вагоны серии "А", созданные специально к открытию подземки. Их салоны отличались повышенным комфортом: мягкие кожаные диваны на 50 пассажиров, плюс более чем 120 стоячих мест.

Производство моделей серии "А" завершилось в 1937-м. В том же году начался выпуск вагонов серии "Б". По сути, это была модернизированная версия предшественника: габариты, колесные пары и двигатели остались прежними, но, например, улучшилась вентиляция и появилась сигнализация закрытия дверей.

Фото: Пресс-служба Московского метрополитена

Вагоны серии "Г"

Буква "Г" в названии указывает на принадлежность к Горьковской линии. Первые такие вагоны собрали в 1939 году, но массовое производство началось лишь после войны – в 1947-м.

По сравнению с моделями "А" и "Б", их сделали легче на несколько тонн, а пассажирские салоны увеличили. Кроме того, у них было новое электрооборудование и система электрического торможения. И, конечно, впервые введена сине-голубая окраска, ставшая в итоге классической.

Фото: Пресс-служба Московского метрополитена

Вагоны серий "Д" и "Е"

Серийный выпуск вагонов серии "Д" начался в 1955-м. Они проработали в московском метро около 40 лет, став свидетелями нескольких эпох.

Конструкция стала легче на 7 тонн, что снизило энергопотребление. Также изменились ходовая часть и электрооборудование, а форма диванов обновилась.

В 1959 году появились первые два вагона типа "Е" – их отправили в депо "Сокол" для испытаний. Позже таких вагонов сделали 824 штуки, и они стали неотъемлемой частью столичного метро. Их корпус усилили гофрированным металлом, расширили дверные проемы. Максимальная скорость возросла до 90 км/ч. Кстати, из-за другого расположения дверей эти вагоны не подходили для некоторых линий петербургского метро, поэтому для них сделали модификацию "Ем".

Фото: Пресс-служба Московского метрополитена

Вагоны серии "Еж"

"Еж" начали выпускать 1969 году. По сравнению с предшественниками тележка стала прочнее, а внутри появилась отделка из пластика. Двери сдвинули ближе к кабине, а в торце вместо маленьких сидений поставили трехместные.

Эти вагоны выпускали до 1973 года, а в народе их прозвали "Ежиками".

Фото: Пресс-служба Московского метрополитена

Номерные вагоны

Легендарные вагоны 81-717/714 появились в 1970-х годах и стали самыми массовыми за всю историю метрополитена – их выпустили более 7 тысяч штук.

Салоны впервые оснастили люминесцентным освещением, а вместимость увеличилась (вместо привычных 262–264 пассажиров они вмещали до 330 человек).

Также в этих составах были системы автоматического регулирования скорости и экстренной связи с машинистом.

Фото: ТАСС

"Яуза"

Составы 81-720/721 ("Яуза") выпускались в 1990–1991 годах.

Их главное преимущество – плавный разгон и торможение благодаря новой системе управления.

Максимальная скорость достигла 100 км/ч, а вместимость выросла на десятки мест. В салонах появились эргономичные сиденья, микропроцессорное управление, современные системы пожаротушения и вентиляции.

Фото: Пресс-служба Московского метрополитена

"Русич"

Появившиеся в 2002 году составы "Русич" создавались для наземных участков. Главная их особенность – сочлененная конструкция, когда две части длинного вагона соединены гармошкой. Это позволяло проходить повороты без снижения скорости.

Салон получил антивандальные диваны, двойные стеклопакеты, герметичные двери, систему кондиционирования, а также современную систему оповещения с бегущими строками и наддверными табло. А название "Русич" выбрали сами москвичи в ходе голосования.

Фото: Пресс-служба Московского метрополитена

"Ока"

Вагоны 81-760/761 ("Ока", 2010–2016 годы) оснащались кондиционерами, местами для инвалидных колясок и легкоочищаемыми материалами. Их главная особенность – кузов из нержавеющей стали, который не ржавеет десятилетиями.

Помимо этого, впервые в метро появился сквозной проход между вагонами, система обеззараживания воздуха, а также двери с функцией противозажатия и видеонаблюдение по всему составу

Фото: Пресс-служба Московского метрополитена

"Москва"

С 2017 года в метро курсируют поезда "Москва". Название выбрано по итогам голосования пользователей онлайн-сервиса "Активный гражданин". Впервые они вышли на одну из самых популярных линий метро – Таганско-Краснопресненскую – и стали визитной карточкой столичного метро.

В них есть:

  • сквозные проходы;
  • USB-разъемы для зарядки;
  • сенсорные информационные панели;
  • система "умного" освещения (меняет цветовую температуру в течение дня)
  • широкие двери и места для маломобильных пассажиров.

В 2024 году парк пополнили вагоны "Москва–2024", получившие максимум улучшений, в том числе разъемы Type-C, улучшенные системы посадки и высадки маломобильных пассажиров, а также увеличенное количество мест.