25 сентября 2018, 14:20

Ученые из России и США поставили на ноги парализованного мужчину

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Исследователи из России и США поставили на ноги парализованного мужчину, который был прикован к инвалидному креслу. Об этом пишет РИА Новости со ссылкой на журнал Nature Medicine, где представили методику лечения и выводы.

"Электростимулятор, который мы использовали, изначально был предназначен для совсем других вещей, в том числе подавления хронической боли. После того как мы включили этот имплант, пациент смог достаточно быстро научиться управлять своими мышцами, стоять и ходить без какой-либо внешней помощи", – отметил Кендалл Ли из клиники Майо в Рочестере (США).

Ученый совместно с коллегами, в том числе нейрофизиологами из петербургского Института физиологии РАН имени Павлова, несколько лет назад создали оригинальную методику. С ее помощью смогли вернуть свободу движений парализованным крысам без хирургического вмешательства и инъекций стволовых клеток.
Исследователи обнаружили, что даже в результате наиболее серьезных повреждений спинного мозга часть нервных волокон остаются нетронутыми. Данные цепочки нейронов не задействованы в работе двигательной системы. Тем не менее их можно заставить выполнять новую задачу.

С помощью электростимуляции этих нейронов и тренировок в специальном экзоскелете крысы почти целиком восстановили подвижность лап после частичного перерезания позвоночника. Затем подобные опыты провели на обезьянах.

После исследований на животных Ли и его коллеги провели эксперимент с участием добровольца. 29-летнего мужчину парализовало после падения со снегохода в 2013 году. Он сломал позвоночник и больше не смог ходить, хотя контроль над руками и другими частями тела сохранился.

Ли рассказал, что два года назад врачи имплантировали набор электродов в поврежденную часть спинного мозга. Когда они прижились, исследователи стали проводить с мужчиной те же упражнения, что и с животными. Через две недели парализованный молодой человек научился самостоятельно стоять. Кроме того, он смог совершать произвольные движения ногами при нахождении внутри экзоскелета. После 44 недель тренировок и упражнений доброволец стал самостоятельно ходить без помощи устройства и "подсказок" рук физиотерапевтов.

Как отметил Ли, сейчас мужчина может стоять на месте и ходить по беговой дорожке, когда опирается на поручни. Он способен самостоятельно передвигаться на сотни метров с использованием ходунков. Ученые надеются, что новые методики реабилитации позволят мужчине ходить быстрее и перемещаться на более дальние дистанции.

Ранее группа ученых под руководством профессора Университета Суррея Саймона Арчера научились по крови определять, какое количество времени спал человек.