21 ноября 2018, 17:55

Планетологи разгадали тайну загадочных каналов на Фобосе

Фото: NASA

Необычные каналы на поверхности Фобоса (один из спутников Марса) были "прочерчены" гигантскими булыжниками, выброшенными с его поверхности после падения крупного астероида. К такому выводу пришли американские планетологи. Статья с результатами их исследования опубликована в журнале Planetary and Space Science.

"Траншеи" на Фобосе обнаружили в 1970-х годах. Ученые подчеркнули, что споры по поводу борозд на Фобосе продолжаются с тех пор. Однако сейчас им удалось приблизиться к причине существования и появления аномальных черт этого спутника, которые связаны с этими полосами, заявили ученые из Брауновского университета.

Поскольку на Фобосе никогда не было атмосферы и жидкой воды, подобные борозды не могли возникнуть у него из-за движения рек или в результате других форм эрозии. По мнению ученых, они могли появиться в том случае, если столкновение Фобоса с астероидом произошло на чуть более высокой орбите, на которой он находится сейчас. В таком случае гравитационные взаимодействия между Марсом и Фобосом заставят часть булыжников прочертить параллельные линии и "улететь" в космос, достигнув крупнейшей горной гряды на Фобосе.

Планетологи добавили, что если эти расчеты верны, то загадочные полосы на Фобосе появились примерно 150 миллионов лет назад, когда он располагался на более удаленной орбите вокруг Марса.

Вокруг Марса вращается два спутника неправильной формы – Фобос и Деймос. Их диаметр составляет 22 и 12 километров, однако расстояние между ними и поверхностью Марса – 10 и 23 тысячи километров. Ученые предполагают, они являются астероидами. Фобос сближается с Марсом и через 20–40 миллионов лет разрушится и превратится в гигантское кольцо пыли, а Деймос, напротив, удаляется от Красной планеты и в далеком будущем, вероятно, перестанет быть спутником Марса.

Ранее в NASA сообщили, что местом посадки ровера "Марс-2020" станет район кратера Йезеро в экваториальных регионах красной планеты. На дне кратера сохранились следы древних рек и озер.