20 сентября 2017, 18:00
КультураВыставка "Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946"
Мультимедиа Арт Музей представляет выставку "Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946", рассказывающую о раннем периоде творчества фотографа.
Фото: портал Москва 24/Александр Авилов
-
Москва продолжает знакомить с творчеством великого французского фотографа, одного из основоположников гуманистического направления в фотографии и сооснователя легендарного фотоагентства "Магнум" – Анри Картье-Брессона.
-
Мультимедиа Арт Музей представляет выставку "Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946", рассказывающую о раннем периоде творчества фотографа.
-
Анри Картье-Брессон родился в 1908 году в городке Шантлуп-ан-Бри недалеко от Парижа. С самого детства он был увлечен живописью и мечтал стать художником.
-
В 1927 году Картье-Брессон поступил в известную частную школу скульптора и художника-кубиста Андре Лота. Отдавая должное своему учителю, Анри Картье-Брессон позже вспоминал, что Лот заразил его "вирусом геометрии" и научил "фотографировать без фотоаппарата". Обучение пришлось прервать из-за службы в армии, однако в студию Лота Картье-Брессон больше не вернулся, решив, что должен самостоятельно найти свой путь в живописи.
-
В 1931 году Анри Картье-Брессон отправился в Африку. В творческом плане поездка складывалась не совсем удачно, к тому же, он подхватил лихорадку, от которой чуть не погиб. Спешно возвращаясь во Францию для прохождения лечения, Картье-Брессон встретился на корабле со своими друзьями, художниками-сюрреалистами.
-
В какой-то момент ему на глаза попался знаменитый снимок венгерского фотографа Мартина Мункачи "Три мальчика на озере Танганьика", оказавший огромное влияние на всю его последующую жизнь. Позже он вспоминал: "Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени".
-
Приехав в Марсель, где ему предстояло пройти курс лечения, Анри Картье-Брессон сразу же купил профессиональную "Лейку" и начал фотографировать.
-
Целыми днями молодой фотограф бродил по городу, и снимал все, что происходило вокруг. "Моим главным желанием было поймать в одном изображении основной смысл возникшей сцены. Мне тогда даже в голову не приходила мысль делать фоторепортажи, то есть рассказывать истории в нескольких фотографиях. Только позже, глядя на работы моих друзей по профессии, на иллюстрированные журналы, и работая для них, я понемногу научился их снимать", – писал он.
-
С марсельских снимков и начинается "Фотоальбом Анри Картье-Брессона", работу над которым фотограф закончил в 1946 году. Книга и выставка, подготовленная Фондом Анри Картье-Брессона – своего рода дневник в фотографиях.
-
"Для меня фотокамера – это блокнот, где я делаю свои наброски, это инструмент моей интуиции, порыва, повелитель мгновения", – рассказывал Картье-Брессон. В этом фотодневнике нашли свое отражение самые разные, но одинаково важные с точки зрения художника события: путешествия с друзьями по Европе, прогулки по Парижу, гражданская война в Испании, коронация Георга VI, суды над военными преступниками, возвращение французских солдат и военнопленных и многое другое.
-
"Фотоальбом Анри Картье-Брессона" рассказывает о его становлении как фотографа, о периодах успеха и неудач, о поисках, сомнениях, увлечении кинематографом и годах пребывания в плену во время войны.
-
Это взгляд в прошлое, подведение итогов, необходимая пауза, за которой последовал мощный рывок вперед – основание в 1947 году Magnum Photos – самого знаменитого в мире фотоагентства, принадлежность к которому стала синонимом творческого признания для многих поколений фотографов.