27 апреля 2018, 11:20
ОбществоБудущее московских школ: как дети учатся управлять роботами
Портал Москва 24 посетил одну из московских школ, где реализуют несколько интересных образовательных проектов: инженерный и робо-класс, планшеты вместо учебников и тетрадей и многое другое. Как все это выглядит сейчас и что еще известно о будущем столичных школ – в нашем фоторепортаже.
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
Казанцева Светлана
-
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
Через три-четыре года техническое оснащение московских школ будет примерно одинаковым. Об этом сообщил министр правительства Москвы, руководитель департамента образования города Исаак Калина. При этом, по его словам, по кадровому составу выравнивание идет медленнее. "Этот процесс уже идет, но окончательно завершится, по моим прогнозам, через 10-15 лет", – отметил глава департамента на круглом столе "Возможности современного московского образования", который прошел в школе №1547.
-
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
На базе этой школы реализуется несколько образовательных проектов: "Инженерный класс в московской школе", "Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования", "Академический (научно-технологический) класс в московской школе", "Математическая вертикаль". С учебным заведением сотрудничают ведущие столичные вузы и научные центры: НИЯУ МИФИ, МГТУ имени Баумана, МГУ им. Ломоносова, госкорпорация "Росатом" и многие другие.
-
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
В процессе обучения здесь активно используют платформу "Московской электронной школы". Вместо досок на стенах огромные интерактивные панели, на рабочих столах учителей – ноутбуки, а на столах школьников – планшеты. При этом, как пояснила порталу Москва 24 директор городского методического центра Марианна Лебедева, школа №1547 – обыкновенная московская школа, которая находится довольно далеко от центра и располагается не в новостройке, а в здании, построенном не менее 30 лет назад.
-
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
"Наша школа – не "элитный проект". Оснащенность классов – это результат сотрудничества с предприятиями Росатома, расположенными, к слову, не только на территории Московского региона. Например, недавно с учащимися инженерных классов мы выезжали на 6-й энергоблок Нововоронежской атомной электростанции. Ребята вживую смогли ознакомиться с профессией, с которой они планируют связать свое будущее. Вообще предпрофессиональной подготовке в нашей школе уделяется первостепенное значение, на это и направлен весь учебный процесс", – рассказал директор Андрей Баринов.
-
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
На уроках биохимии для изучения живых организмов, которым приходится приспосабливаться к агрессивной городской среде, используются ноутбуки, цифровые камеры, микроскопы, а сценарий урока находится в программе "Московская электронная школа".
-
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
Кстати, средняя зарплата учителя в Москве в первом квартале этого года составила 89 тысяч рублей, отметил Исаак Калина. "Нижняя граница зарплаты учителя в 2018 году, если он работает на полную ставку, не менее 68 тысяч рублей, об этом мы договорились с директорами. Если у учителей особо выдающиеся результаты, то они получают зарплату 110-115, 120 тысяч рублей", – сказал он.
-
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
На уроках химии ученики исследуют водопроводную воду с помощью датчиков. "Качество воды определяется с помощью датчика жидкого реагента, который точно определяет количество кальция и магния в воде, и датчика оптической плотности воды. Данные поступают на ноутбук, и ребята видят результаты исследования", – рассказала учитель химии Марина Ватагина. "Значительная часть контента, которая сейчас есть в "Московской электронной школе", связана с реальностью. Это не фантастические, вымышленные сюжеты, которые были в нашем детстве. Ребята узнают, как работает коммунальное хозяйство, транспорт, системы жизнеобеспечения города. Более 400 уроков сделано по материалам, предоставленным департаментами Москвы", – подчеркнул председатель комиссии по образованию Мосгордумы Антон Молев.
-
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
При этом председателя Мосгордумы Алексея Шапошникова взволновало будущее "Московской электронной школы": "Насколько эта платформа зависит от иностранных IT-технологий? Судя по тому, что происходит в цифровой политике и в цифровых мировых технологиях, если эта платформа зависима, то ее могут отключить. Что мы будет делать?" Его успокоила директор городского методического центра Марианна Лебедева. "Это отечественная разработка, которую делал департамент информационных технологий. У платформы нет зависимости от иностранных разработчиков", – заявила она.
-
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
Руководитель департамента образования Исаак Калина сказал, что закончил школу в 1968 году, а последний урок провел в 1993-м. При этом, спустя 25 лет, школы практически ничем не отличались. Сегодня, по его словам, дети учатся в совершенно другой школе, нежели их родители. "Наверное, это первое поколение учеников, которые учатся в другой школе. Никогда такого скачка не было, – рассказал Калина. – Мы с директорами придумали такой формат: "Клубный день". По воскресеньям раз в месяц наши директора встречаются с жителями районов и показывают современную школу".
-
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
В 98 школах Москвы создан "Инженерный класс", а еще 92 ученых заведения числятся в кандидатах на организацию такого класса. "Чтобы стать участником проекта, школам-кандидатам необходимо заключить договор с ВУЗом, который готовим по инженерным специальностям, а также договор с одним из высокотехнологичных предприятий столицы. В школе должно быть не менее трех классов параллели, а у учеников – желание осваивать инженерную специальность. Здесь также должно быть организовано углубленное изучение физики, математики, химии, информатики, изучаться предметы электротехника, робототехника, программирование. Кроме того, ребята должны участвовать в конференциях и олимпиадах. Если эти условия выполняются, то через год школа становится участником проекта", – рассказала порталу Москва 24 директор городского методического центра Марианна Лебедева, отметив, год назад таких классов было всего 60.
-
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
А в "Робо-классе" дети учатся управлять роботами, программировать, моделировать робототехнические процессы, обрабатывать данные с датчиков и сенсоров. Сейчас подобные классы есть в 30 московских школах. "Это поколение должно уметь управлять роботами, потому что ближайшее будущее – это роботизированное производство, поэтому Москва так много вкладывает для оснащения робо-классов. Детям нужно научиться управлять роботами, иначе роботы будут управлять ими. Это сейчас для школьников важнее, чем умение забивать гвозди", – убежден Исаак Калина.
-
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
Любое учебное заведение Москвы может стать участником этих проектов. "Желание организовать современные классы должно идти от учеников, от родителей, управляющего совета и руководителя школы", – подчеркнула Марианна Лебедева.