15 ноября 2017, 00:02
Город84 года московскому троллейбусу. Фотогалерея
15 ноября 1933 года на маршрут вышел первый московский троллейбус. О том, какие машины катали москвичей 84 года, галерея портала Москва 24.
Федотов Анатолий
-
Первый троллейбус на площади Свердлова (Театральная), 1933 год. Фото: ТАСС
Первая троллейбусная линия открылась в Москве 15 ноября 1933 года. Маршрут проходил от Белорусского вокзала до села Всехсвятское (ныне – район Сокол). Модели первых троллейбусов назывались "ЛК" (Лазарь Каганович). Они были темно-синего цвета, на деревянном каркасе с металлической обшивкой. Максимальная скорость таких троллейбусов составляла 50 км/ч, в каждом было 37 кресел. Двери открывались вручную: переднюю открывал водитель, заднюю – кондуктор.
-
2/13 Троллейбус модели ЯТБ-1 на параде московских троллейбусов, 2016 год. Фото: портал Москва 24/Лидия Широнина
Троллейбус модели ЯТБ-1 на параде московских троллейбусов, 2016 год. Фото: портал Москва 24/Лидия Широнина
Первый ярославский троллейбус ЯТБ-1 появился в Москве в июле 1936 года. В 1937 году появились маршруты от Садового кольца по Каляевской (нынешней Долгоруковской) и Новослободской улицам, Кузнецкому Мосту, улицам Дзержинского (Большая Лубянка) и Сретенке, от площади Восстания (Кудринская) по Садовому кольцу до Крымской площади, от Дорогомиловской Заставы до Кутузовской слободы (которую сейчас называют Кутузовским проспектом).
-
3/13 Первый двухэтажный троллейбус ЯТБ-3, 1938 год. Фото: репродукция портал Москва 24/Евгения Смолянская
Первый двухэтажный троллейбус ЯТБ-3, 1938 год. Фото: репродукция портал Москва 24/Евгения Смолянская
По Москве ходил двухэтажный троллейбус. В нем было 74 места, весил он 8,5 тонны. Первый ЯТБ-3 вышел на линию 26 июля 1938 года, а летом 1939 года при открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки троллейбусы пустили из центра по нынешнему проспекту Мира до территории выставки. Позже двухэтажные троллейбусы ходили на нескольких других маршрутах. До конца 1939 года Ярославский завод изготовил всего 10 таких машин и прекратил их производство по множеству причин. В том числе потому, что они сильно раскачивались при езде по льду. Ездили двухэтажные троллейбусы до 1953 года по улицам Москвы.
-
Троллейбус на улице Горького, 1939 год. Фото: ТАСС/Федор Кислов
В 1940 году все роликовые токоприемники на штангах троллейбусов заменили на скользящие.
-
Москва, Триумфальная площадь, 1960-е годы. Фото: ТАСС/Наум Грановский
В конце 1960-х годов московская троллейбусная сеть стала самой протяженной в Европе – 1253 км.
-
6/13 Троллейбус ЗиУ-9 во время испытаний на проспекте Мира, 1970 год. Фото: ТАСС/Виталий Созинов
Троллейбус ЗиУ-9 во время испытаний на проспекте Мира, 1970 год. Фото: ТАСС/Виталий Созинов
Опытный образец троллейбуса ЗиУ-9 – одного из самых популярных – был выпущен в 1966 году, а само производство модели продолжалось до 1990-х годов.
-
7/13 Троллейбус АКСМ-101ПС на параде московских троллейбусов, 2016 год. Фото: портал Москва 24/Андрей Перечицкий
Троллейбус АКСМ-101ПС на параде московских троллейбусов, 2016 год. Фото: портал Москва 24/Андрей Перечицкий
АКСМ-101ПС – модернизированная версия троллейбуса ЗиУ-9 с более прочным кузовом и усовершенствованными тормозами. Выпускался минским заводом "Белкоммунмаш" с 1997 по 2003 год.
-
8/13 Троллейбус 4-го троллейбусного парка им. П.М. Щепетильникова на Крымском мосту, 1974 год. Фото: ТАСС/Анатолий Ковтун
Троллейбус 4-го троллейбусного парка им. П.М. Щепетильникова на Крымском мосту, 1974 год. Фото: ТАСС/Анатолий Ковтун
К 1974 году на улицах города работало более 2 тысяч троллейбусов.
-
9/13 Новый троллейбус из семейства "Икарусов" (Венгрия) проходит испытания на улицах столицы, 1986 год. Фото: ТАСС/Виталий Созинов
Новый троллейбус из семейства "Икарусов" (Венгрия) проходит испытания на улицах столицы, 1986 год. Фото: ТАСС/Виталий Созинов
Первый СВАРЗ-Икарус был выпущен с венгерского завода в ноябре 1988 года и передан в Филевский троллейбусный парк. Затем за три года их изготовили 58 штук, но тут СЭВ (Совет экономической взаимопомощи Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии) прекратил свое существование. А вместе с ним прекратились и поставки техники, но даже полностью выработавшие все допустимые сроки эксплуатации троллейбусы СВАРЗ-Икарус оставались на московских линиях до октября 2004 года.
-
Московские троллейбусы на Кремлевской набережной, 1996 год. Фото: ТАСС/Сергей Мамонтов
Последние новые линии московского троллейбуса были пущены в 1990 году – по Севастопольскому проспекту до Ясенево (№85) и в Загорье (№82). Затем линии стали закрываться, а количество машин на них – сокращаться. Первый удар нанесло введение одностороннего движения вокруг Кремля, затем последовало закрытие линий на Большой Никитской (с переносом части трассы на Малую Никитскую), от Рахмановского переулка до Охотного Ряда по Неглинной. С 1998 года из-за того, что проседал асфальт, троллейбус убрали с Большой Дмитровки и Петровки. В 1999 году последний пассажирский троллейбус прошел по Мясницкой и Большому Златоустинскому переулку.
-
Итальянский троллейбус на улицах Москвы, 1999 год. Фото: ТАСС/Александр Яковлев
С июля 1999-го по апрель 2000 года проходил испытания итальянский троллейбус Breda BMB 321 F на 44-м маршруте. "Итальянец" отличался необычным дизайном, плавными формами кузова, неординарным оформлением пассажирского салона. Самой же необычной деталью для столичных пассажиров был низкий уровень пола – первый низкопольник в Москве.
-
Троллейбусы, Калужская площадь, 2016 год. Фото: портал Москва 24/Игорь Иванко
В 2016 году в городе функционировало 80 троллейбусных маршрутов, по которым ездили 1,5 тысячи троллейбусов.
-
13/13 Троллейбус с дизель-генератором, участвующий в параде московских троллейбусов, 2016 год. Фото: портал Москва 24/ Лидия Широнина
Троллейбус с дизель-генератором, участвующий в параде московских троллейбусов, 2016 год. Фото: портал Москва 24/ Лидия Широнина
В прошлом году в столице тестировался троллейбус с дизель-генератором Vitovt Max Duo, так называемый дуобус. В июле 2016 года он вышел на маршрут “Б” на Садовом кольце. Дуобус был длиной почти 19 метров и вмещал 153 пассажира. В салоне 38 сидячих мест, есть откидные сиденья и выдвижной механический пандус для инвалидных колясок, а также USB-разъемы и розетки на 220 вольт для подзарядки телефонов и ноутбуков. До окончания тестов электробус протестировали еще на маршруте “Т25” – от проспекта Буденного до Лубянской площади.