Новости

Новости

26 июля 2016, 19:00

Общество

Вне зоны комфорта: как студентка МГИМО преподавала английский в Кот-д’Ивуаре

Для Алины Шенфельдт быть международником, кажется, призвание. Во время студенчества она была активнейшей участницей модельного движения, генеральным секретарем Московской международной модели ООН 2013 года и участницей различных международных конференций, стажировалась в Париже. Но один из самых ярких опытов в ее жизни случился после того, как она окончила бакалавриат МГИМО в 2014 году – Алина решила посмотреть, как живут люди в развивающихся странах, и выбор ее пал на небольшое государство на западе Африки – Кот-д’Ивуар.

В рамках программы профессиональных стажировок AIESEC Алина стала преподавателем английского языка в ивуарийском городе Буаке. Как студентка одного из престижнейших московских университетов пять месяцев жила в Кот-д’Ивуаре, и как этот опыт изменил ее жизнь, она рассказала в интервью m24.ru.

Фото: Алина Шенфельдт

– Алина, как ты решила уехать в такую экзотическую страну?

– Я хотела увидеть своими глазами, как выглядит жизнь африканских молодых людей. В странах этого континента они имеют, пожалуй, наибольшие трудности в том, чтобы получить достойное образование и реализовать свой потенциал. При этом, участвуя во многих конференциях, я осознала, что в моей голове сидят многочисленные клише, и отсутствует понимание о реальных вызовах и трудностях, с которыми сталкивается африканское население.  

Хотелось увидеть еще одну грань реального мира, чтобы не рассуждать о глобальных проблемах, не зная, как они отражаются на реальных людях. Кроме того, я желала выйти из своей зоны комфорта, чтобы понять, в чем мое призвание, и преодолеть свои страхи.

Фото: Алина Шенфельдт

– По нашим представлениям, люди в Африке очень бедны, страдают от голода и болезней. Так ли это?

– Не совсем и далеко не везде. Действительно, жизнь тут непростая – нет торговых центров, хотя торговые лавки – повсюду. Нет дорогих машин, зато есть множество подержанных европейских, да и банковской карте можно найти применение лишь в банках, которые, к слову, есть в более или менее крупных городах. Кот-д’Ивуар, как и большинство африканских государств  – аграрная страна, четверть его годового дохода – поступления от продажи кофе и какао. Сейчас в сельском хозяйстве занято больше половины ивуарийцев, и развитие бизнеса хоть и идет, но довольно медленными темпами. И слабо отражается на быте ивуарийского населения. При этом, чуть ли не у каждого есть мобильный телефон, посредством которого при желании и имеющейся копеечке можно даже выйти в интернет, купив трафик на час, день, неделю или месяц. 

– Престижно ли образование в Африке?

– Да, очень. Те, родители, которые могут накопить деньги с продажи собранного урожая, в большинстве случаев тратят их именно на обучение детей. Высшее образование для них – путевка в жизнь, возможность хорошо зарабатывать и быть независимым от сельского хозяйства. Многие учащиеся вынуждены бросить учебу по нескольким причинам. Во-первых, кто-то во время политического кризиса (в 2011 году после президентских выборов начались столкновения сторонников правящей партии и оппозиции) присоединился к повстанческому движению и был вынужден оставить обучение. Во-вторых, немногие могут себе позволить хорошее образование. В-третьих, многим родителям нужна помощь детей на полях. 

– Чем занимаются студенты, уехавшие из деревень в города?

– Если они выпадают из учебного процесса, то могут заняться мелким предпринимательством и продажами. Конечно, молодые люди крутятся-вертятся самыми различными способами, чтобы заработать на жизнь. Например, некоторые нелегально скупают и продают европейские автомобили, не прошедшие технический контроль, но это уже считается большим бизнесом. Но политический кризис установил новые реалии на рынке труда: работодатели избегают найма молодых людей, выпавших из процесса обучения и работы во время конфликта, поэтому ребята вынуждены "омолаживать" себя за счет изменения возраста в паспортных данных. По этой причине считается неприличным и подозрительным, когда незнакомец спрашивает у человека его возраст. Сразу возникают мысли о том, что спрашивающий – полицейский, который хочет вывести собеседника на чистую воду.

Фото: Алина Шенфельдт

– Как проходили занятия в африканской школе?

– Я стала преподавать английский язык (в Кот-д’Ивуаре государственный язык – французский) в 13 классах. Включая всю среднюю школу, четыре класса по типу техникума (будущие электрики, бухгалтеры и секретари), а также два класса высшего образования. В каждом классе от 15 до 40 учеников (в основном – 30). Таким образом, в общей сложности я учила около 270 человек. Кто бы мог подумать! Мне выпала уникальная возможность сыграть, пусть и небольшую, но все же определенную роль в их жизни.

Для всех уровней обучения школа выделяла два часа английского в неделю, и мне достался лишь час работы с каждым классом. Я выступала с инициативой введения дополнительного урока для желающих по субботам, однако руководство школы не сумело организовать для нас такую возможность. В самом начале занятий абсолютно все дети относились к ним с энтузиазмом – они не просто впервые видели человека из России, но и в целом – для многих я была первым белым человеком, появившимся в их жизни.

Порой, они выстраивались в очередь сфотографироваться со мной, но лишь тогда, когда я давала добро одному самому смелому из них. Особенно их интересовали мои длинные "живые" волосы: в Африке местные женщины вплетают в волосы искусственные пряди, чтобы защититься от вредного воздействия солнца. 

Когда ученики увидели, что я не только иностранка, но и довольно строгий учитель, интерес потихоньку угасал. Более того, существует серьезный разрыв в уровне образования и культуры среди учеников частных школ (куда попадают в основном неуспевающие по общей государственной программе школьники) и студентов университетов. В то время, как школьники порой не могли показать на карте месторасположение США и России, учащиеся вузов, с которыми я сожительствовала в течение своего пребывания в Кот-д'Ивуаре, были осведомлены о многих проблемах международного характера намного лучше меня, выпускницы факультета международных отношений МГИМО!

Эти ребята – настоящее будущее не только страны, но и всего континента. У нас разгорались самые жаркие дискуссии по различным вопросам, начиная арабо-израильским конфликтом и заканчивая внешней политикой России. Нам даже иногда приходилось расходиться по разным комнатам, чтобы не поссориться.

Они часто обсуждают, как можно обустроить Африку. Да, именно весь континент, а не одну страну. Будучи настоящими панафриканистами, они радеют за развитие всего континента. У них есть понимание того, что все должны развиваться едино, ведь тогда эффект от экономического роста будет многократным.

Фото: Алина Шенфельдт

– Ты была в Кот-д’Ивуаре с сентября по февраль. Празднуют ли Новый Год в этой стране?

– Да, но празднование кардинальным образом отличается от нашего подхода. В большинстве своем молодые люди в новогоднюю ночь идут в церковь. Нет никаких новогодних елок и застолий. Детям не дарят подарков, а президент не обращается к населению со своими новогодними пожеланиями. 

– А Рождество?

– А вот этот праздник проходит у них намного веселее. Девочки надевают самые красивые платья, бегают по улочкам и всячески радуются жизни: строят дома из пальмовых веток, готовят для себя праздничные блюда и играют. Для местных детей это самый счастливый день в году, хоть и родители, как и на Новый год, не делают им подарков.

– Расскажи, пожалуйста, о своей акции по сбору средств на подарки детям Кот-д’Ивуара на Новый год.

– Я решила подарить своим маленьким воспитанникам счастье, купив им игрушки в качестве подарков на Новый год и отправив их из России в Кот-д’Ивуар. Для этого я решила прибегнуть к краудфандингу, потому что мои записи в блоге об африканском быте и моих приключениях стали достаточно популярными, и многие мои знакомые тоже хотели как-то помочь.

Создав проект, я начала привлекать деньги на покупку подарков. В итоге набралась довольно значительная сумма – около 50 тысяч рублей, на которые мы приобрели настольные игры, игрушки, велосипеды – всего не перечесть. Ивуарийские студенты устроили им настоящий праздник – на трансляции в Skype я видела, как один из них в костюме Санта-Клауса дарил детям подарки. Я безумно рада, что смогла сделать жизни детей и молодых людей немного радостнее и ярче.

Фото: Алина Шенфельдт

– Как изменилось твое восприятие жизни в России после того, как ты вернулась из Кот-д’Ивуара?

– Я поняла, что мы живем с огромными излишествами. Ведь для настоящего счастья, как выяснилось, нужны только теплые, искренние человеческие отношения, возможность подарить радость другому человеку. Этот вывод может казаться простым, но это именно то, что родилось в моей голове после этого опыта.

Но я осознала, насколько наши бытовые приборы и другие устройства облегчают нам жизнь! Ивуарийские женщины дни напролет заняты бытом, не имея собственного источника дохода. Поэтому при разводе дети в большинстве случаев остаются не с матерями, как у нас, а с отцами. К слову, браки в этой стране не очень крепкие – большинство родителей моих друзей сейчас разведены.

Мне кажется, очень важно сейчас инвестировать в образование, технологическое развитие, улучшение условий жизни молодежи и женщин. Если ивуарийки получат возможность получать образование и работать по специальности, а также развивать бизнес, то, как я думаю, экономика начнет расти взрывными темпами. У этой страны огромный потенциал, который стоит раскрыть. Жители искренне верят в успех своей страны, они невероятно гостеприимны и великодушны.

Полина Александрова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика