23 мая 2017, 15:21

Ученые доказали, что на Земле можно зачать "космических" детей

Фото: пресс-служба Роскосмоса

Японские ученые вырастили здоровых мышат, которые появились на свет, благодаря использованию спермы, почти год хранящейся на борту МКС в замороженном виде. Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS.

По словам биологов, главная опасность для жизни человека в космосе – это высокий уровень радиации. Например, на МКС он в 100 раз выше, чем на Земле. Больше всего вреда излучение наносит половым клеткам. Однако опыт с мышами показывает, что радиация хоть и повреждает ДНК сперматозоидов, но не влияет на жизнеспособность и плодовитость потомства.

Опыты по размножению насекомых, рыб, морских ежей и других животных, проводившиеся на борту МКС, продемонстрировали, что ничто не препятствует продолжению рода в невесомости. Но на млекопитающих такого рода эксперименты не ставились. Чтобы провести опыт, японские ученые отправили в космос замороженные запасы спермы грызунов, которые провели на борту МКС около девяти месяцев, а затем вернулись на Землю в мае 2014 года.

Для чистоты эксперимента ученые сравнили структуру ДНК в "космических" сперматозоидах и в обычном биоматериале, хранившемся в замороженном виде на Земле аналогичное количество времени. Пребывание в космосе повлияло на клетки, сделав их более подверженными мутациям, но не настолько, чтобы не позволить родиться здоровому потомству грызунов.

Ученые делают вывод, что замороженные образцы человеческой смермы, хранящейся на борту космических станций или кораблей, можно также с успехом использовать для поддержания человеческой популяции в космосе.