Новости

Новости

24 февраля 2019, 00:00

Технологии

Почему электромобили никак не победят

В том, что электромобили обязательно придут на смену привычному транспорту с двигателями внутреннего сгорания, не сомневается уже, кажется, никто. Бензиновые машины слишком долго "стоят на месте", индустрия давно нуждается в смене парадигмы, но этого никак не происходит. По большому счету, со времен Генри Форда автомобиль почти не изменился: в него все так же льют жидкое топливо, оно все так же сгорает в цилиндрах и вращает все те же четыре колеса. Изменилось многое другое – комфорт водителя, энергоэффективность, дизайн и так далее – но глобального прогресса, технологической революции не наблюдается.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Когда на горизонте замаячили первые потребительские электромобили, казалось, что они вот-вот сметут с лица земли дымный и шумный транспорт, однако проходят годы, а светлое электробудущее все не наступает. По планете колесит больше миллиарда(!) бензиновых повозок, а число электромобилей во всем мире едва перевалило за три миллиона – это чуть больше, чем весь автопарк Москвы. Учитывая скорость развития технологий, все это выглядит довольно странно.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Можно попытаться найти аналогии. Давайте вспомним, как выглядел рынок мобильных телефонов, скажем, в начале двухтысячных. Он был стабильным и абсолютно предсказуемым, на нем безраздельно властвовали такие гиганты, как Nokia, Sony Ericsson, Panasonic, BlackBerry – пространство было четко сегментированным и понятным. Если бы вы попробовали рассказать кому-то, что вскоре появится выскочка-стартап, который отнимет у этих монстров большую часть барышей и заставит всех плясать под свою дудку, вам бы в лучшем случае рассмеялись в лицо. Но Стив Джобс, доставший из кармана джинсов первый iPhone, перевернул все с ног на голову, и монстрам пришлось заново вступать в борьбу за выживание – и кто-то в результате просто исчез, а кому-то пришлось принимать новые правила игры. На смену разноцветным кнопочным "слайдерам" и "раскладушкам" пришел один-единственный форм-фактор, и очень скоро любой смартфон стал выглядеть примерно так, как iPhone 2007 года – плоский прямоугольник с тачскрином.

Почему же такого не происходит на автомобильном рынке? Причин медленного развития электротранспорта несколько. Одна из них – время жизни одного изделия. Современный продвинутый пользователь покупает свежую модель смартфона ежегодно, и производители делают все возможное, чтобы этот темп не снижался. Даже если у кого-то возникает желание сопротивляться, он просто физически не сможет пользоваться телефоном больше пяти-семи лет: изнашивается аккумулятор, прекращается поддержка, старое "железо" не способно поддерживать новый софт. В таких условиях менять рынок довольно легко: дай пользователям новую игрушку, подожди года три – и собирай дивиденды.

Потребитель просто не готов спонтанно проститься со своей старой, но прекрасно работающей бензиновой машиной, чтобы сменить ее на новую электрическую игрушку, в перспективах которой он не слишком уверен.

Еще одна причина столь медленного пришествия электромобиля – технологическая. Как ни странно, главная беда электротранспорта – это аккумуляторы. Инженерам никак не удается создать батарею, которая бы заряжалась очень быстро, работала очень долго и выдавала бы большую постоянную мощность. Илон Маск торжественно объявил, что его Model S теперь может проехать без подзарядки 500 километров – но для бензинового транспорта это обыденность. Полная зарядка "Теслы" занимает полтора часа, а в "Жигули" полный бак можно залить за две минуты.

Все главные разработки компаний, занимающихся электромобилями, ведутся именно в области создания принципиально новых аккумуляторов, поскольку от литий-ионных, похоже, скоро придется отказываться. И дело тут даже не в ограниченности количества лития на Земле (Маск говорит, что даже если стоимость лития на рынке вырастет в три раза, конечная стоимость батареи увеличится всего на 3%), а в технологиях.

Третья причина, по которой электромобили никак не завоюют весь мир, самая неочевидная. Вместе с количеством людей, желающих их приобрести, растет количество людей, которые вообще не хотят владеть автомобилем. Развитие каршеринга и общественного транспорта привело к тому, что арендовать машину на время становится проще и выгоднее, чем приобретать ее в постоянное пользование. Конечно, это явление наблюдается только в больших городах, но ведь и электромобили в основном покупают жители мегаполисов. Чтобы стать успешным на рынке, производителю электромобиля нужно продать его максимальному количеству пользователей, а их количество медленно, но неуклонно сокращается. А те, что все-таки покупают машины, отдают предпочтение бензиновым моделям, хотя бы потому, что они дешевле. Очень хочется верить, что пока дешевле.

Хотя...

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика