Москва 24

Общество

27 января 2016, 19:15

Граница пола: как трансгендеры стали культурным явлением

Кадр из фильма "Девушка из Дании"

На экраны российских кинотеатров выходит фильм "Девушка из Дании" – очередная драма про гендерное самоопределение, про то, что не всегда психологическая идентичность человека совпадает с приписанным ему при рождении полом.

Если вам кажется, что история с переодеванием мальчиков в девочек и наоборот является каким-то новомодным культурным трендом, то вы будете относительно правы: помимо картины "Девушка из Дании", номинированной на премию "Оскар", в феврале выйдет фильм "Образцовый самец – 2" – несколько бестактная комедия на ту же тему, в то же время в Великобритании женщины-трансгендеры борются за права транссексуальных заключенных в тюрьмах, а частная школа в английском городе Брайтон отменяет традиционную форму и разрешает мальчикам носить юбки, а девочкам – брюки, чтобы ученики-трансгендеры чувствовали себя комфортно.

В ситуации, когда практически каждый день транссексуальность становится новостным поводом, фигурируя в заголовках информационных СМИ, мы решили понять, как эта тема оказалась одной из ключевых в массовой культуре.

Трансгендерность – патология, болезнь или норма?

Этот шум отражает важную социальную проблему, которая стоит перед обществом. Во многих странах существуют медицинские и юридические процедуры, позволяющие трансгендерным людям менять свой биологический и юридический пол и имя в соответствии с их психологической идентичностью. В России юридически сменить документы на личность другого пола возможно, но только при наличии медицинских свидетельств, единого образца для которых попросту нет.

Кончита Вурст, победитель конкурса "Евровидение-2014"

Исследования американских ученых из ассоциации физиологов подтверждают, что трансгендерность сама по себе не является болезнью или расстройством и не имеет прямого отношения к сексуальной ориентации. Согласно исследованиям британских ученых из Института трансгендерного законодательства и политики, почти треть женщин и половина мужчин, определяющих себя как трансгендеров, остаются гетеросексуалами.

При этом сознание человека настолько привыкло к бинарным оппозициям "нормы" и "не нормы", что и сегодня пытается оставить тему гендерности за пределами своей "нормальной" жизни, осуждая и высмеивая проблемы транссексуальности.

Еще совсем недавно трансгендеры и гомосексуалы вынуждены были скрывать и подавлять свои особенности. Когда в 1931 году в Берлине была произведена первая хирургическая операция по вагинопластике, о какой-то социальной адаптации и общественной терпимости говорить не приходилось: такие факты просто скрывали. Но что и через 100 лет стереотипы и фобии относительно гендерных вариаций преодолеть не удастся, предположить было сложно.

Фото: facebook.com/ConchitaWurst

Поэтому сегодня, когда медицина располагает огромными возможностями по приведению человеческого тела в соответствие с психологическим состоянием, трансгендер стал предметом культурных споров и популярной темой для кинематографа, так как консервативное по своей природе человечество оказалось неспособным принять идею третьего, хирургически смоделированного пола.

Знаковым событием в борьбе за признание трансгендера, расколовшее европейское, стало выступление Кончиты Вурст на песенном конкурсе "Евровидение-2014". Надев платье, но оставив бороду, певица намеренно подчеркивала свою транссексуальность: ее открытое появление на популярном конкурсе, трансляция которого велась более чем в 20 странах, стало лакмусовой бумажкой в вопросах толерантности.

После "Евровидения" Кончита (настоящее имя певицы Том Нойвирт) приняла участие в показе коллекции модельера Жан-Поля Готье, продемонстрировав свадебное платье, а также приняла участие в фотосъемке Карла Лагерфельда, став открытым борцом за признание прав сексуальных меньшинств и за гендерное равноправие.

Кадр из фильма "Психо", реж. Альфред Хичкок

"Психо" Альфреда Хичкока

Фильм "Психо" Альфреда Хичкока, снятый в 1960 году, стал одним из первых примеров обращения к теме трансгендера в кинематографе. Этот фрейдистский черно-белый триллер традиционно считается одной из вершин творчества режиссера. Картина стала вольной экранизацией одноименного романа Роберта Блоха, повествующего о молодом человеке, страдающем раздвоением личности, в котором временами оживает его деспотичная давно умершая мать.

С кинематографической точки зрения это был смелый шаг: в работе над фильмом Хичкок возвращается к старым традициям киноэкспрессионизма 1920-х годов, добавляя к ним психоанализ, детектив и традиционный для режиссера саспенс (ожидание ужаса и тревоги).

С точки зрения фрейдизма в картине был показан яркий пример психического расстройства на почве гендерного несоответствия личности. Впоследствии режиссер Майкл Ландер снял ремейк картины. Фильм получил название "Пикок".

Кадр из фильма "Пикок", реж. Майкл Ландер

Модели-трансгендеры

Модели-трансгендеры, переставшие стесняться своих историй, постепенно превращаются из маргинальных объектов сочувствия, насмешек и нездорового любопытства в лица с обложек и билбордов. Ярчайший пример такого культурного прецедента – обложка июльского журнал Vanity Fair за 2015 год с Кейтлин Дженнер.

Прежде Кейтлин была известна как Брюс Дженнер, олимпийский чемпион по десятиборью, американская знаменитость и отчим Ким Кардашьян. Дженнер скрывала транссексуальность до 65 лет и только в 2015 году публично рассказала о намерении сменить пол. Обложка Vanity Fair, снятая знаменитым фотографом Энни Лейбовиц — ее первое публичное появление как женщины и знаковое событие для всех транссексуалов мира.

Обложка журнала Vanity Fair за июль 2015 года

Еще раньше, в 2014 году, модель Леа Т, появившись на обложке французского Vogue, стала легендой глянца, а Андрей Пежич, сербская модель-андрогин, однажды появился на обложке New York Magazine с подписью The Prettiest Boy in the World (англ. "милейший мальчик в мире"). На самом деле модели-трансгендеры родились не вчера. Достаточно вспомнить Кэнди Дарлинг, вдохновлявшую Энди Уорхола, или Аманду Лепор, музу Дэвида Лашапеля. Но если раньше такие прецеденты случались редко и неизменно вызывали ажиотаж, то сегодня к этому относятся все более спокойно, одобряя моду на андрогинность как проявление толерантности.

Обложка журнала Vogue

"Образцовый самец – 2" и Бенедикт Камбербэтч

Несмотря на то что сегодня детям уже со школьного возраста прививают толерантность к трансгендерным личностям, такие люди все равно остаются объектами для бестактных шуток и оскорблений. Недавно стало известно, что представители ЛГБТ-сообщества и их сторонники разместили в интернете петицию с призывом бойкотировать комедию Бена Стиллера "Образцовый самец – 2".

Кадр из фильма "Образцовый самец – 2", реж. Бен Стиллер

По мнению ее авторов, в фильме содержится насмешка над андрогинами и трансгендерами. В трейлере герой Стиллера спрашивает трансгендерного персонажа Камбербэтча: "Вы мужчина или женщина? У вас хот-дог или булочка?", а звезда сериала "Шерлок" отвечает: "Я все и сразу", – и хихикает. "Трансгендер изображен насмешливо. Если создатели "Самца" хотели показать модель-трансгендера или андрогина, то стоило выбрать кого-то другого. Негативный образ, воплощенный Камбербэтчем, одобряет вредные и опасные представления о меньшинстве", – говорится в петиции.

Кадр из фильма "Девушка из Дании"

"Девушка из Дании"

28 января в прокат в российских кинотеатрах выходит фильм "Девушка из Дании" режиссера Тома Хупера, известного по оскаровскому победителю "Король говорит". Кстати говоря, "Девушка из Дании" тоже номинирована на премию "Оскар", причем сразу в четырех категориях. В номинацию "Лучшая мужская роль" попал Эдди Редмэйн, блистательно сыгравший в прошлом году ученого Стивена Хоккинга. В этом году ему досталась роль мужа датского иллюстратора и художницы Герды Вегенер.

Позируя для нее в женских нарядах, Эйнар Вегенер постепенно осознает в себе женскую сущность и начинает жить под именем Лили Эльбе, впоследствии пройдя через операцию по смене пола. Прежде чем приступить к съемкам, Эдди Редмэйн два года изучал трансгендерное сообщество.

"Никогда не знал, что гендер и сексуальность не связаны друг с другом", – рассказал он в интервью для портала Towleroad. "Я поразился страшной статистике: 41 процент трансгендерных людей кончает жизнь самоубийством".

И кстати говоря, это правда: согласно исследованиям европейских ученых, опубликованных на сайте Национального центра биотехнической информации, то ли по биологической предопределенности, то ли по причине психологического расстройства, начавшегося уже после операции, трансгендерные личности склонны к самоубийствам.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать