Обозреватель портала Москва 24 Алексей Певчев в рубрике "Читать, чтобы слушать" представляет новую подборку "музыкальных" книг.
Фото: depositphotos/derek@hatfielddesign.com
"Сегодня день рождения мира"
Flake
Флаке – это сценический псевдоним Кристиана Лоренца, клавишника группы Rammstein, а с недавних пор еще и писателя. Искать иронию в "писателе" не следует: книжка создана именно с соответствующим мастерством при соблюдении всех правил и основ жанра.
"Сегодня день рождения мира" – это неторопливый, многоступенчатый рассказ о паре дней из жизни группы, включающий подготовку к одному из концертов тура и заканчивающийся на следующем. Дотошное описание подготовки к шоу, сценического "репортажа" с самого концерта и афтепати перемежается с рассказом о временах позднего ГДР. Именно в этой стране молодые, но уже тогда неудержимо брутальные Rammstein начинали свой огненный путь.
Фото: предоставлено издательством "Бомбора"
Флаке не просто дотошно вспоминает эпизоды из жизни группы, рефлексирует над творческими стимулами или раскрывает тайны создания шоу одного из самых ярких современных рок-театров. Неторопливым плавным рассказом он не дает советов начинающим музыкантам и не смакует подробности рок-н-ролльных возлияний, успехов и провалов, хотя крови и пота на пути группы было немало. Своими тезисами, вроде "Музыкантов трудно любить. Они в большинстве своем сложные, эгоистичные и ненадежные существа, которые не способны ладить с людьми и поэтому убежали в музыку", Флаке просто описывает многолетнюю, ежедневную работу. Ту, без которой не было бы ни огромных тиражей пластинок, ни сотен тысяч поклонников, ни, наконец, полного спококойного удовлетворения от занятия любимым делом в компании близких друзей.
Одна из лучших музыкантских автобиографий, написанных без малейшего вмешательства сторонних лиц.
"Хасиенда. Как не стоит управлять клубом"
Питер Хук
Книжка не новая, и для того, чтобы ее найти, придется приложить некоторое количество усилий (что делает процесс чтения не менее увлекательным, чем отлавливание редких записей). "Хасиенда" – это клуб в Манчестере, где в начале 1980-х на излете пост-панка закладывались основы передовой танцевальной музыки. Одно из первых упоминаний "Хасиенды" в художественном контексте случилось благодаря фильму Майкла Уинтерботтома "Круглосуточные тусовщики", а книга басиста группы New Order Питера Кука – приятное и подробное продолжение. Вот только рассказ вышел немного печальный.
Фото: портал Москва 24/Алексей Певчев
Если феномен "Хасиенды" заключался в уникальном синтезе форматов (концерты "мэдчестерских" грандов, типа Happy Mondays, легко перемежались с концертом юной Мадонны и самыми яркими хаус-вечеринками), то ее трагедия – в полном неумении и незнании юридическо-финансовой составляющей.
Питер Хук рассказывает очень яркую, светлую и при этом непередаваемо грустную историю энтузиастов, ставящих на кон все до последнего шиллинга, ради одной общей идеи – дарить миру новую музыку. В "Круглостуточных тусовщиках" глава лейбла Factory Records Тони Уилсон (один из создателей "Хасиенды") подписывал контракты кровью. В книге все менее вызывающе, но от этого не менее жестко. Глядя на внутренние процессы, в которые оказались вовлечены несколько самозабвенно преданных идее людей, отчетливо понимаешь, что без всех этих помыслов, очевидных ошибок, удивительной дружбы и внезапных предательств, скорее всего, не случилось бы и одного из самых важных этапов в современной британской музыке.
Лейблы, даты, имена, расписания выступлений и живая человеческая история, рассказанная в этой книге, позволяют сделать самостоятельные выводы и ответить на вопрос: не напрасно ли все это?
"Viva Coldplay! История британской группы, покорившей мир"
Роуч Мартин
Любовь к этой группе в мире сильна и проверена временем. Как ни крути, но с момента создания Coldplay минуло уже два десятилетия. Вообще путь группы – это история везунчиков, сконцентрированных на написании музыки и практически не знающих, что такое борьба за идею. Редко какая группа (коммерческие проекты, сусальные "бойз-" и "герлзбэнды" – не в счет) добивалась столь убедительных результатов, по-большому счету не испытывая внешних трудностей и вольготно следуя в фарватере, проложенном флагманами от The Beatles до Radiohead.
Фото: портал Москва 24/Алексей Певчев
Собственно, "Viva Coldplay!" можно назвать именно бортовым журналом дорогого, надежного и комфортного океанского лайнера, оснащенного всем необходимым, и путешествие на котором – несомненное удовольствие для всех пассажиров и членов команды. Причем вне зависимости от того, следует ли корабль по маршруту или остановился в запланированной для этого бухте.
Роуч Мартин повествует о формировании состава, влияниях на музыку, личных и семейных взаимоотношениях настолько плавно и расслабленно, что создается впечатление, будто листаешь альбом тщательно подобраных фотографий. Новых поклонников группе книга вряд ли добавит, а для уже имеющихся, возможно, ликвидирует какие-нибудь "белые пятна" в биографии. Если, конечно, в век высоких технологий такие еще имеются.
"Малахитовые гитары"
Антон Касимов, Дмитрий Мелких
Очень необычное и трепетное исследование екатеринбургского рока, условно "пост-наутилосовского" периода, чей предыдущий этап уже дотошно описан в книгах "Введение в "Наутилусоведение", "Кормильцев. Космос как вопоминание" и "Ебург". Кстати, именно с блистательным романом Алексея Иванова и хочется сравнить "гитары" в первую очередь. У Иванова наблюдения за уральским роком ограничивались одной, хотя и максимально информативной главной; здесь же условная "новая волна" екатеринбургского рока – предмет большого дискуссионного исследования. Книги роднит то, что музыканты здесь – не вещь в себе (как в случае с уже упомянутыми выше Coldlpay), а часть общего городского бытового и социального контекста.
Фото: портал Москва 24/Алексей Певчев
Касимов и Мелких придумали интерсную форму изложения: обмен письмами, нашпигованными информацией, размышлениями, неожиданными выводами и открытиями на заданную тему. Именно это позволяет поддерживать необходимый читательский интерес, вне зависимости от того, нравятся ли им группы "Сансара" и "Смысловые галлюцинации" и слышал ли кто-то ранее о "Городке чекистов", "Невидимках, смотрящих на ботинки" и других обсуждаемых персонажах.
Касимов и Мелких искренне любят своих геров, отлично интегрированы в среду обитания, и хотя выбранная ими форма и отдельные выссказывания могут показаться чрезмерно максималистичными, они имеют на это полное право. Кроме любви и интереса к предмему, в "малахитовых гитарах" есть четкое знание предмета, полученное при непосредстванном участии, а стало быть – заслуживающее внимания.
"Оффлайн"
Егор Летов
Несмотря на сравнительно небольшой объем и некоторую лаконичность ответов, "Оффлайн" – это, пожалуй, наиболее интересный сборник интервью Летова из всех, что можно было бы представить.
Книга появилась вовремя. Еще не успели утихнуть восторги по поводу фильма-концерта "Сияние обрушится вниз", запечатлевшего последний концерт группы "Гражданская оборона" и показавшего всю первозданную мощь одной из самых ярких отечественных рок-команд. Впереди, как хочется надеяться, – серьезные диалоги о личности поэта и музыканта Егора Летова, а сейчас неплохо бы полистать и поузнавать.
Фото: портал Москва 24/Алексей Певчев
"Оффлайн" – это не полновесные интервью, а ответы Летова на вопросы слушателей, чей интерес не замешан на журналистских штампах и редакционных условностях. Именно поэтому ответы здесь точны, исчерпывающи, хотя порой и предельно лаконичны. Здесь так же, как и в своей музыке (для кого-то, смутно представляющего, откуда она взялась), Летов выбрал максимально простую форму общения – интернет, позволяющий соприкасаться с аудиторией на расстоянии вытянутой руки. "Постмодернизм", фильмы Киры Муратовой, отношения с Сергеем Курехиным, подробности записей "Обороны", знакомства и разочарования, футбол и снова рок-н-ролл. В "Оффлайн" нет запретных тем, и в целом эта небольшая книга вполне сравнима с полновесным музыкальным альбомом "Гражданской обороны", просто записанным без использования привычных инструментов. Так что внешний вид и формат, чем-то напоминающие поэтические сборники, выбран здесь явно не случайно.