Новости

Новости

05 сентября 2014, 11:30

Наука

Moscow Science Week: форум, где встретятся ученые разных специальностей

Андрей Котельников – о молодых ученых и проблемах в современной науке

8 сентября в столице стартует научный форум Moscow Science Week. Мероприятие объединит представителей естественных и гуманитарных наук из России и зарубежных стран, а также соберет широкий круг научных сотрудников, инженеров и программистов, представителей научных фондов и институтов развития. Корреспондент M24.ru пообщался с организатором Московской научной недели, председателем Совета молодых ученых РАН Андреем Котельниковым и узнал о том, что это за событие и чего от него стоит ждать.

– Расскажите, что такое Moscow Science Week? Какие основные цели мероприятия? И что вы как организатор ждете от этой научной недели?

– Прежде всего я хотел бы говорить о Московской неделе науки как о площадке для коммуникации между молодыми учеными из разных регионов и разных научных специальностей. Не секрет, что сейчас самые успешные технологии рождаются на стыке наук. Поэтому такой форум, такая площадка, где бы люди разных специальностей могли встретиться и пообщаться между собой, является чрезвычайно важной.

Когда Совет молодых ученых Российской академии наук и Координационный совет по делам молодежи при президенте задумали такое мероприятие, мы исходили из того, чего сейчас нет и что нам бы хотелось сделать.

Мы поняли, что сегодня не существует площадки для коммуникации, обмена мнениями между молодыми, но уже состоявшимися учеными. Это люди, которые точно для себя решили, что связывают свою карьеру с наукой и будут работать в этом направлении. Если говорить о возрастной категории, это люди 30-40 лет.

Не секрет, что в российской науке существует так называемая демографическая яма – очень мало ученых от 40 до примерно 65 лет. Это связано с внешней и внутренней миграцией ученых: многие из них уезжали за границу, переходили в другие сферы деятельности.

Подъем, который сейчас существует, интерес у молодежи к науке тоже неравномерно происходил. Категория 30-40 лет наиболее малочисленна, если смотреть распределение молодежи по возрасту. И это наша целевая аудитория.

Мы не хотим обсуждать бытовые и социально-бытовые проблемы – это жилье, поликлиники и детские сады. Мы все-таки говорим о том, что молодые ученые – это прежде всего ученые. И их устремления – это устремления карьерные и научные. Это мы и обсудим. В процессе подготовки мы разделили форум на сугубо научные дни и дни, которые посвящены карьерной траектории молодого ученого – это реализация своих научных амбиций или управленческих качеств.

В частности, я моделирую секцию, панельную дискуссию, которая называется "Российская академия наук в новых условиях". Мы приглашаем на нее представителей руководства Академии наук, представителей Федерального агентства научных организаций, Института развития, представителей молодежных объединений из присоединенных академий – из Россельхозакадемии и Медицинской академии. И мы будем говорить о том, что делается для молодого ученого, где он может приложить себя, реализовать свои планы и интересы.

– Как молодые ученые относятся к реформе РАН?

– Вряд ли можно найти людей, которые говорили бы, что в российской науке все хорошо. Безусловно, реформы назрели, это признают практически все. Больше года назад Академия наук выбирала нового президента, руководителя. Отмечу, что все кандидаты на этот высокий пост шли с программой решительных действий по реформированию академии.

Произошло то, что произошло, – закон вступил в силу, и мы к этому должны относиться как к данности. Создано Федеральное агентство научных организаций, которое ведет активную работу, в том числе по улучшению молодежной политики в подведомственных институтах.

Недавно прошла выездная сессия комиссии Федерального агентства по работе с молодежью. Я принимал участие в ее работе, мы обсуждали три разных направления – это реорганизация институтов, подведомственных Федеральному агентству, улучшение работы самих институтов внутри, развитие систем управления.

Обсуждались вопросы о поиске приоритетов развития в науке и, конечно же, о создании кадрового резерва в институтах, подведомственных Федеральному агентству. Я принимал участие в работе последней рабочей группы, посвященной созданию кадрового резерва для науки и для управления в научных организациях.

– Расскажите о перспективах Федерального агентства научных организаций, как к нему относятся молодые ученые?

– Сейчас происходит определенное непонимание тех функций и полномочий, за которые отвечает Федеральное агентство и Российская академия наук. В частности, наш форум и призван снять эти вопросы. Надо сказать, еще год назад, прошлым летом, было много выступлений и протестов, и во многом они были связаны просто с тем, что людям не объяснили: а какая цель этих реформ?

И после того, когда начался активный диалог, эти протестные настроения сошли на нет. Определенные вопросы остались. Наш форум будет посвящен и им тоже. Нужно понять, где компетенция Федерального агентства, а где компетенция Российской академии наук, и донести это до молодежи.

– Планируется ли по итогам научной недели представить какие-то предложения молодых ученых Российской академии наук?

– Да, безусловно. У нас для этого запланированы первые три дня. Первый день посвящен организационным вопросам, а второй и третий – сугубо научным вопросам: будут лекции известных ученых, академиков, будут выступления лауреатов различных российских премий.

По итогам трех дней каждый модератор секции подготовит выжимку о том, какие мысли, озвученные в рамках той или иной секции, были наиболее важными. И в четвертый день на площадке "Сколково" в "Гиперкубе" мы более узким составом проанализируем предложения, поступившие от молодежи.

Четвертый день полностью организует Федеральное агентство научных организаций, оно является заинтересованным лицом, которое будет анализировать и оценивать те предложения, которые поступят в течение первых трех дней работы форума.

Как поддерживают молодых ученых в Москве

– Вы как председатель Совета молодых ученых можете, наверное, рассказать, какие проблемы стоят перед молодыми специалистами и что их волнует?

– Волнуют не только бытовые проблемы. Иногда подобного рода встречи сводятся к решению и обсуждению только таких проблем. Как раз от этого мы хотели отойти. Бытовые проблемы – жилье и социальное обеспечение – безусловно, важны для любого человека. Но не только они.

Молодой специалист, молодой ученый идет в науку во многом для решения не своих бытовых проблем, а для удовлетворения научных амбиций. Для того, чтобы доказать себе и миру, что он занимается наиболее важной разработкой, сказать свое громкое слово в науке.

И этим намерениям нужно способствовать, необходимо делать все возможное, для того, чтобы люди могли себя реализовывать как в научном, так и управленческом плане.

– Как можете оценить перспективы молодых ученых в России и не боитесь ли утечки мозгов, как это было ранее?

– Были опасения год назад. В свете той неопределенности, связанной с реформой Российской академии наук, могли быть какие-то тенденции к оттоку "мозгов" за рубеж. Но этого не произошло. Мы находились в постоянном контакте с представителями власти и обсуждали те или иные вопросы.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что тот острый период прошел, в общем-то, безболезненно для молодежи. То есть никакой утечки мозгов не произошло, и говорить об этом я бы не стал сейчас. Это не является проблемой.

– Какие еще мероприятия подобного плана предполагается проводить для развития научного направления в России?

– Вы знаете, существует набор инструментов. Например, сейчас есть запрос со стороны государства в плане подготовки инженерных кадров. И существует, на наш взгляд, большая проблема: те абитуриенты, которые идут сейчас в вузы (в инженерные вузы, например, или на естественно-научные специальности), они или же не уверены в том, что будут именно учеными, или же, что самое страшное, знают, что они этим заниматься не будут.

В этом смысле ответ на эти вызовы может дать уже сформировавшееся поколение молодых ученых. Необходимо готовить будущих специалистов еще в школе. Наши ребята из Совета молодых ученых РАН читали лекции для того, чтобы заинтересовать ребят со школьной скамьи поступать на специальности, которыми они будут заниматься в дальнейшем. И здесь мы должны дать определенный ответ на эти вызовы тоже.

– А это уже дает определенные успехи?

– Безусловно. Директора школ с огромным энтузиазмом встречают подобные инициативы. Ребята очень активны, если кто-то из молодых ученых приходит в школу, рассказывает о своей тематике, о своей работе. И это дает свой эффект.

– Расскажите поподробнее о возможном карьерном росте научных сотрудников в России.

– На этот счет государство предприняло ряд мер. В частности, создан Российский научный фонд. Руководителями неоднократно делались заявления о том, что будут поддерживаться коллективы из молодых ученых.

В конце прошлого года состоялся Совет по науке и образованию при президенте, на котором поднимали вопрос о необходимости возрастных ограничений на руководящих постах в научных учреждениях. Президентом Российской Федерации это было явно озвучено и в феврале на вручении премий президента для молодых ученых.

И сейчас в Государственной думе обсуждается законопроект об ограничении возраста руководителей. Как ожидается, это даст определенный импульс для карьерного роста молодежи.

– Для чего нужно вводить возрастные ограничения?

– Во многих странах это принято. Надо разделять вещи: руководить научным учреждением – непростая задача. Есть научное руководство, есть руководство административное. И во многих случаях людям старшего поколения достаточно сложно тянуть на себе обе области управления: и наукой, и администрированием. Для этого во многих странах и существует та возрастная планка, при достижении которой человеку уже запрещено занимать руководящие позиции в учреждении.

Беседовал Тимур Фехретдинов

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика