Новости

Новости

27 декабря 2013, 17:49

Музыка

Критик Илья Легостаев: "В России нет новой музыкальной волны"

"За обедом": Илья Легостаев - о том, почему музыканты боятся акул пера

В интервью телеканалу "Москва 24" музыкальный критик Илья Легостаев вспомнил забавные эпизоды во время съемок программы "Акулы пера", а также рассказал о причинах застоя в индустрии музыки.

- Илья, как вам кажется, музыкальная журналистика в России переродилась или закончилась?

- Она не может закончиться, так как в России есть музыка: группы, сольные исполнители. Они выступают, записывают пластинки. Иногда радуют, иногда не очень. И естественно, есть люди, которые об этом пишут. Просто сейчас это не имеет такого большого общественного резонанса и поэтому может показаться, что музыкальной критики нет. Раньше на нее был гораздо больший спрос.

- "Акулы пера" - стали абсолютным фурором. Но в те времена у людей было другое отношение к музыке, согласны?

- Тогда популярный российский артист мог собрать зал дворца спорта – 7 000 человек. А сейчас таких артистов очень мало. Вокруг музыки был невероятный ажиотаж. Казалось, что музыканты – люди удивительные, совершенно неземной профессии.

- С чем связана эта иллюзия?

- Музыкантов было не так уж много. Пробиться в их лигу было достаточно сложно. Да и сам процесс звукозаписи был другим. Человек мог записать пластинку у себя в спальне, не вкладывая в это много денег. Это палка о двух концах. С одной стороны для таланта открыты все двери, с другой – людей, которые возомнили себя талантами целая толпа.

Сегодня музыки стало больше в разы. Она такого качества, что не может жить дольше, чем вы ее слушаете. Я ностальгирую по тем временам, когда все ждали следующего альбома и отстаивали за ним очереди.

- Насколько развитие музыкальной журналистики связано с развитием музыки?

- С тех пор, как появились социальные сети, каждый сам стал себе музыкальным критиком. Ему совершенно не важно, что скажут критики. Но, на мой взгляд, не всем людям дозволено писать и публиковать написанное.

Раньше был довольно строгий отбор, и ты понимал, что каждое прикосновение пальцем к пишущей машинке, а потом к компьютеру предполагало какую-то ответственность.

- А вы могли бы потопить артиста?

- Я не застал того благословенного времени, когда на основе рецензии можно было решить гастрольную судьбу артиста. Мы как-то разговаривали с Барри Алибасовым, и он признался, что часто носил в ответственные организации статьи "Московского комсомольца", мол, видите, о нас пишет практически партийная пресса. И группе это помогало. Во времена, когда я этим занимался, такого не происходило, но пресса создавала некий фон. Потопить артиста, который написал популярную песню, невозможно. Создать дополнительную ауру – отрицательную или положительную – мы могли.

- Случалось, что герой зарабатывал отрицательную репутацию в "Акулах пера"?

- У нас была запись программы с "Иванушками". Они были очень раскованными. Особенно Игорь Сорин, который фонтанировал специфическими шутками. А через два дня пришел Игорь Матвиенко и попросил, не выпускать программу, потому что артисты могут выглядеть в глазах публики откровенно плохо. Мы очень долго его уговаривали. В итоге он согласился, и эта была одна из рейтинговых программ, которые мы сняли.

- В 90-е годы артисты шли на программу, зная, что там их будут топить, а сейчас не готовы к вопросам даже от одного журналиста. Почему?

- Они очень хорошо понимали, что если их будут топить и они выплывут, то их рейтинг в глазах публики поднимется на несколько пунктов. И очень многие этим пользовались.

На кону был большой зрительский интерес. Тогда быть остроумным не возбранялось. Сейчас в большинстве светских программ продюсеры этого не приемлют. При этом у многих откровенно невеликий словарный запас, но все хотят быть красивыми в квадрате, чтобы с ними беседовали приятные люди, чтобы все было красиво и мило.

- Какие тему вам интересны?

- Я по-прежнему люблю копаться в музыке. Считаю, что это волшебный мир и время от времени в ней происходят волшебные вещи. К сожалению, тема эта совершенно не рейтинговая. Вот когда Николай Басков теряет чемодан в аэропорту, это интересует практически всех музыкальных редакторов.

Люди хотят расширения рекламных возможностей, хотят менее провокационных и глубоких тем.

- Вы верите в новый виток?

- Должна появиться новая музыка. К сожалению, в последние лет 13 мы живем в условиях жесточайшего музыкального кризиса. Все перерабатывают 70– 80-е. Новой музыкальной волны пока нет.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика