Фото: mos.ru
Сергей Собянин рассказал в интервью газете "Вечерняя Москва" о столичном образовании и работе лицеев при вузах, а также о том, как выборы мэра города повлияют на хозяйственную деятельность. Сетевое издание M24.ru публикует полную версию интервью с врио мэра столицы.
- Сергей Семенович, на прошлой неделе мы с Вами обсудили транспорт, давайте сегодня поговорим на злобу дня: День знаний 1 сентября, День города 7 сентября и выборы мэра Москвы 8 сентября. Кстати, выборы специально были приурочены к Дню города, чтобы люди голосовали с хорошим настроением?
- Единый день голосования для всей России — второе воскресенье сентября — определен недавно принятым федеральным законом, на региональном уровне мы с вами поменять эту дату не можем. А День города Москва празднует в начале сентября уже больше 60 лет. Так повелось с памятного юбилея — 800-летия Москвы. Так что это совпадение. По своему опыту могу сказать, что лучшее время для выборов губернаторов или депутатов — апрель. Числа 15 апреля проходит голосование, в течение недели-двух подводятся итоги, а затем новое Правительство, новый парламент начинают работу над бюджетом, чтобы осенью спокойно утвердить его и приступить к реализации своих планов.
Я был назначен Мэром Москвы 21 октября 2010 года. Бюджет города на 2011 год фактически уже был принят. Никаких средств на благоустройство дворов и парков, на строительство метро, на приобретение оборудования для школ и медицинских учреждений в него не было заложено, и нам с коллегами пришлось приложить огромные усилия, чтобы буквально на ходу развернуть всю эту машину, поменять приоритеты, включить в бюджет новые расходы и не потерять для созидательной работы целый год. Но раз выборы мэра можно назначить только на сентябрь — проведем их в сентябре. На текущей работе городского хозяйства это не отразится.
Давайте лучше будем вести наш разговор в хронологическом порядке: сначала 1 сентября, затем 7 сентября и уже потом 8 сентября.
- Хорошо. Собирая материалы к интервью, я наткнулся на довольно интересный факт: все больше родителей выбирают для ребенка школу рядом с домом. С одной стороны, удобно, далеко ездить не надо, а с другой — мы же всегда ищем что-то получше...
- В том-то и дело, что все чаще именно районная школа и оказывается лучше. Два-три года назад в системе образования было много перекосов. Примерно 10% гимназий и лицеев финансировалось значительно лучше остальных учебных заведений, они же получали лучшее оборудование, учителям платили хорошие зарплаты. Естественно, туда стремилось пойти учиться пол-Москвы. Каждый год 1 апреля родители буквально штурмом брали эти школы. А 90% обычных районных школ финансировались в 1,5–2 раза хуже, нового оборудования они не видели годами, зарплаты учителей были низкими, а учеба в них — непрестижной, поэтому и поступить туда было несложно. Были учебные заведения, которые даже один первый класс могли набрать не каждый год. И никого это, к сожалению, не волновало. Что мы сделали, чтобы изменить ситуацию?
Во-первых, провели оснащение всех школ новым оборудованием по единым стандартам. Сегодня в каждой школе есть современные компьютерные классы, высокоскоростной доступ в интернет, интерактивные доски, другое учебное оборудование, все учителя обеспечены ноутбуками. Если у школы есть свой стадион, его тоже благоустроили на новом качественном уровне.
Во-вторых, перевели все школы на единый норматив финансирования. За обучение каждого старшеклассника школа получает из бюджета 123 тыс. рублей в год, за учеников средней и начальной школы — немного меньше, но тоже всем поровну. Причем уровняли школы не по средней планке, а по максимуму. Взяли самый высокий гимназический норматив финансирования и распространили его на обычные средние школы. Ни у кого ни копейки не забрали, а большинству школ существенно прибавили.
Кроме того, создали управляющие советы из педагогов, родителей, представителей общественности и учеников старших классов, которые этим бюджетом управляют, — такие школьные парламенты, без согласия которых деньги тратить нельзя. Теперь все школы Москвы находятся в равных условиях, у всех есть возможность улучшить условия обучения. Родители это видят и поэтому сами выбирают школу поближе к дому, хотя мы никого не ограничиваем. Электронная запись в первые классы позволяет учесть практически любые пожелания.
- Условия — да, а результаты обучения улучшились? Можно показать это в цифрах?
- По сравнению с 2010 годом количество сдавших ЕГЭ на отлично (кто набирает 220 баллов и больше по трем экзаменам ЕГЭ) в Москве выросло почти в 3 раза — с 7 тыс. до 20 тыс. выпускников. Из 1200 московских школ отличников стабильно выпускает 900 учебных заведений. Остальные 300 школ пока еще проблемные, с ними нужно работать. Разумеется, не все дети станут отличниками, но возможность учиться на отлично должна быть у ребенка в каждой московской школе. В этом состоит цель нашей работы.
- Что нового ждет школьников в ближайшем будущем?
- Каких-то революционных изменений не будет. Пожалуй, главное новшество — это постепенное расширение использования электронных учебников и пособий. Компьютеров и в школах, и дома теперь достаточно, хотя, конечно, от бумажных книг и тетрадок никто полностью отказываться не собирается.
Кроме того, мы должны подготовиться к росту числа детей школьного возраста. Подрастает многочисленное поколение, родившееся в Москве в последние годы. В 2013 году в школы записались 90 тыс. первоклассников, а через 2–3 года придут уже 110–120 тыс., поэтому сейчас на территории нескольких десятков школ начинается строительство специальных пристроек для начальных классов. Это, конечно, создает определенные неудобства, но я прошу отнестись к ним с пониманием. Стройка — на время, а новые школьные классы будут служить нашим детям всегда.
- А что ждет учителей? Вы посоветуете молодым выпускникам вузов идти работать учителями?
- Конечно, я очень советую молодым выпускникам вузов идти на работу в московские школы, если, конечно, вы чувствуете в себе призвание работать с детьми. Средняя заработная плата учителя в Москве составляет 65 тыс. рублей в месяц, но должен сказать, что устроиться на работу в московскую школу сейчас не так просто, свободных учительских вакансий практически нет. Даже по учителям иностранных языков абсолютное большинство ставок занято, хотя раньше их хронически не хватало.
- Государственной Думой было принято решение о введении школьной формы, но на школьные линейки дети опять пришли кто во что горазд...
- Мы разрешили школам ввести переходный период длиной в учебный год и за это время спокойно вместе с родителями решить, какие требования к школьной одежде будут предъявляться в каждой конкретной школе. Окончательное решение будут принимать управляющие советы школ. Хиджабы, мини-юбки, шорты, рваные джинсы и майки навыпуск будут, конечно, запрещены, но в рамках нормального молодежного делового стиля и у школ, и у школьников сохранится возможность выбора одежды. Не стоит навязывать всем девочкам юбки до колена, желающие могут ходить и в брюках, да и мальчиков никто не будет заставлять носить каждый день галстук, тем более с первого класса. И уж совсем недопустимо требовать от родителей покупать одежду у конкретных производителей или устраивать распродажи в школах.
- Сейчас много говорят об академических лицеях. Поясните, что имеется в виду.
- Сейчас типичный школьник выпускного класса полдня проводит в школе, а вторые полдня учится на подготовительных курсах или занимается с репетитором. Это очень тяжело, и, кроме того, такая подготовка в вуз влетает родителям в копеечку, поэтому мы предложили нескольким десяткам хороших московских вузов: создайте у себя 10–11-е классы, где дети смогут получить, с одной стороны, полноценное школьное образование, а с другой стороны — подготовиться к поступлению в конкретный вуз. И не берите с родителей деньги за обучение, а получайте финансирование из городского бюджета. Многие вузы нас поддержали, и уже в этом году более 650 десятиклассников будут учиться в академических лицеях при вузах. Разумеется, переход в академический лицей никак не ограничивает будущего выпускника. Захочет — после окончания 11-го класса продолжит учебу в этом вузе. Не захочет — сможет поступать в любое другое высшее учебное заведение.
- Давайте спустимся на ступеньку ниже. Как прошло устройство детишек в детские сады?
- Очередь сохраняется только в Щербинке, порядка 300 детей пока не можем устроить в детские сады. На остальной территории Москвы все маленькие москвичи старше трех лет (порядка 400 тыс. детей) обеспечены местами в дошкольных учреждениях. К 1 сентября открыли 16 новых детских садов, а всего в 2013 году строители обещают сдать в эксплуатацию 42 детских дошкольных учреждения.
- Спасибо. Вторая тема сегодняшнего разговора — День города. Расскажите читателям, куда им пойти в этот день.
- Это зависит от желания москвичей. Можно будет принять участие в массовых мероприятиях, а можно посетить праздничную площадку в своем округе или районе. Основными точками праздника, как всегда, станут бульвары в центре города и парки культуры и отдыха. Запланировано множество интересных событий, на которые можно прийти всей семьей: выступления военных оркестров в рамках фестиваля «Спасская башня», танцевальные программы, цирковые и театральные представления, мастер-классы художников, кинопоказы, фейерверки — всего более 800 праздничных мероприятий.
- Мы с Вами уже начинали разговор о выборах мэра Москвы. Что Вы ждете от них?
- Самое важное в выборах, что москвичи смогут сами решить, кого они хотят видеть мэром столицы. Со своей стороны мы сделали все от нас зависящее, чтобы эти выборы были честными.