Новости

Новости

28 сентября 2017, 14:03

Культура

"Некто 1917" в Третьяковке. Выставка не про революцию

Крупнейший проект нового выставочного сезона "Некто 1917" открылся в Новой Третьяковке.

Фото: портал "Москва 24"/Екатерина Кинякина

Почему на выставку нужно идти

Новая выставка в Третьяковке получилась совсем не про революцию. В экспозиции нет практически ни одного произведения, которое напрямую было бы связано с событиями 1917 года. Есть классические женские портреты, портреты философов, автопортреты художников, авангардные опыты и даже классические пейзажи, но нет ни одного Ленина на броневике. Создается парадоксальное ощущение того, что все художники жили в каком-то ином измерении, где не было места революциям и Первой мировой войне. Что все они жили в каком-то мыльном пузыре личной зоны комфорта, в которой укрывались от ужаса реального мира, который разрушался у них на глазах.

Фото: портал "Москва 24"/Екатерина Кинякина

Что тут можно увидеть

Естественно, что Третьяковская галерея, хранящая самое значительное собрание русского искусства XX века, не могла пройти мимо этой даты. Однако на выставке представлены произведения не только из коллекции музея, но еще из 36 российских и зарубежных собраний. Уникальные работы Малевича из лондонской галереи "Тэйт" и из музея в Кельне, работы Шагала из Центра Помпиду и музея в Тель-Авиве. Когда материал 1917 года нарасхват (практически все крупные музеи мира провели в этом году выставки, посвященные русской революции), эти музеи представили шедевры из своих коллекций. Также в экспозиции есть работы Константина Коровина, Петра Кончаловского и Ильи Репина – художников, чьи имена никак не ассоциируются с революционно-авангардными настроениями 1917 года. Впрочем, проще сказать, чего здесь увидеть нельзя: тут нет лозунгов, плакатов и красной символики. Архитектор выставки Алексей Подкидышев сделал, кажется, невозможное: он отказался от революционных авангардно-красных стен.

Фото: портал "Москва 24"/Екатерина Кинякина

"Многие из нас помнят выставки советских лет, когда экспозиции, связанные с 1917 годом, рассказывали о хрестоматийных и мифологических событиях 1917 года. При том преимущественно октября, – сказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Многие из нас помнят выставки 1980-1990-х, когда уже можно стало показывать русский авангард, и эти выставки формировались таким образом, что их названия неизбежно превращались в "Авангард и революция" или "Искусство и революция". Но выставка, на которую мы вас пригласили, другая. Она рассказывает про мироощущение самых разных художников в 1917 году. Про художников самых различных точек зрения – этических, политических и философских. Это в самой последней степени отражение тех политических событий, которые происходили на их глазах. Где-то – это отражение реальности, в которой они жили, а где-то – желание от этой реальности уйти. Это миф о богоизбранном народе и это утопия авангарда, это Шагал и мир еврейской культуры".

Фото: портал "Москва 24"/Екатерина Кинякина

Мнение эксперта

Выставка рассказывает про мироощущение самых разных художников в 1917 году. Про художников самых различных точек зрения – этических, политических и философских.
Зельфира Трегулова
Директор Третьяковской галереи

Фото: портал "Москва 24"/Екатерина Кинякина

А еще...

А еще в Новой Третьяковке, помимо выставки "Некто 1917", открыта большая экспозиция 7-й Московской международной биеннале современного искусства и небольшая выставка скульптуры "Ветер революции".

Биеннале открылась чуть больше недели назад. Основной проект получил название "Заоблачные леса", а его куратором стала арт-директор Музея современного искусства в Токио Юко Хасегава. Для участия в проекте она выбрала 52 художника из 25 стран, среди которых исландская певица и художница Бьорк, ее бывший муж – американский художник Мэтью Барни и датчанин Олафур Элиассон, известные своим сотрудничеством с крупнейшими музеями мира – от Tate Modern в Лондоне до нью-йоркского MoMA.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика