Строим планы на уикенд: отличное новое кино, бесплатные выставки в музеях, последний шанс узнать о лучизме Ларионова и БДТ в Москве.
Кино: "Наше время" и "Стекло"
Главные фильмы недели потрясающе дополняют друг друга: они одновременно очень разные и при этом об одном и том же.
Видео: YouTube/Novoekino
Первый, "Стекло", – это формально кинокомикс за авторством большого мастера хорроров и триллеров М. Найта Шьямалана, автора "Шестого чувства", а также недавнего "Сплита", где Джеймс МакЭвой играл маньяка с размножением личности. Этот герой возвращается и в "Стекле", а также герои из более ранней шьямалановской работы "Неуязвимый". Все они – недосупергерои, полусумасшедшие-полуинвалиды. Но в процессе переворачивания штампов (а "Стекло" на протяжении всего хронометража непрерывно разрушает устои сразу многих жанров – и кинокомикса, и триллера, и вообще идет поперек голливудских канонов) выясняется, что это кино в первую очередь о самом Шьямалане. Супергерой, эдакий идеальный постановщик новой эпохи, он снимает что хочет и изрядно этим развлекается, а не просто отрабатывает номер. Фильм он снял на свои деньги и теперь, надо думать, изрядно обогатится, и совершенно заслуженно: такого жанрового кино, настолько обманчивого и закрученного, мы давно не видывали.
Видео: YouTube/Иноекино
Второй фильм – "Наше время", и это тоже высказывание о тяжкой доле творца, хотя фильм значительно менее ориентирован на зрителя: это трехчасовая весомая драма с сюжетом, тающим в лучах мексиканского солнца. Режиссер Карлос Рейгадас снял себя в главной роли поэта Хуана, а в роли его жены – собственную супругу Наталью Лопес, ее героиня по сюжету начинает изменять в рамках договоренности об открытых отношениях. Вместе с этим протагонист проходит через сложный процесс самоосознания, то есть это отчасти и исповедальный фильм: Рейгадас пусть и утверждает, что персонажа писал не с себя, но все равно на него довольно сильно смахивает. Впрочем, это и не важно, и вы можете на протяжении трех часов об этом всем даже не задуматься: настолько это кино красиво, безукоризненно драматично и в целом выполнено в лучших традициях авторского кинематографа XX века – Тарковского, Бергмана. В общем, фильм для людей сильных духом, но открытых сердцем.
В кино с 17 января
Выставки
Каждое третье воскресенье месяца некоторые московские музеи работают бесплатно, и сейчас как раз такой случай. Загляните на эти выставки, они классные:
"Сны Москвы"
Фото: mosmuseum.ru
Основа экспозиции – 13 сюрреалистичных "снов"-инсталляций, рассказывающих историю столицы в советское время. Здесь можно услышать песни, которые крутятся в голове у игрушечного крокодила Гены, подслушать разговоры влюбленных из 60-х годов в телефонных будках, увидеть советские реалии в салате "Оливье" и собрать из Lego сон ребенка. Выставка – занимательный винегрет из знаковых вещей минувшей эпохи, который рассказывает о XX веке с помощью уловок бессознательного. Для тех, кто хочет увидеть прошлое Москвы глазами сюрреалиста.
Музей Москвы
Зубовский бульвар, 2
До 20 марта
"Музей и Театр. 100 лет вместе"
Юбилейная выставка музея Большого театра, основанного ровно 100 лет назад. Ее идея проста – рассказать, как сценические предметы становятся музейными экспонатами. Большой выставил все, чем жил последний век: портрет Федора Шаляпина, веер Анны Павловой, 120 костюмов артистов оперы и балета (просто представьте, самому старинному – более 300 лет), театральную обувь, головные уборы, есть даже макеты декораций и бутафория. За кулисы главного театра вы тут не загляните, но точно узнаете, сколько стоил билет в театр в 1824-м, в чем танцевала Майя Плисецкая и какие письма отправляли артисты фронтовикам.
Новый Манеж
Георгиевский переулок, 3/3
До 10 февраля
"Запрещено запрещать"
Плакат, "Разрядка межденародной напряженности", Частная коллекция Жана-Луи Буасье. Предоставлено ММОМА
Идейное ядро выставки – студенческие забастовки в Париже 1968 года, за которыми последовал роспуск парламента и досрочные выборы во Франции. Экспозиция – подробный рассказ с ответами на вопросы: как проходил "Красный май", почему взбунтовались улицы и чего добивались участники переворота. Приходите посмотреть на оригинальные агитационные афиши того времени, почитать СМИ 1968 года и увидеть видеохронологию забастовки. Советуем всем, что хочет разобраться в развитии европейской левой мысли XX века.
ММОМА
Ермолаевский, 17
До 10 февраля
Также напоминаем про несколько отличных выставок, которые закрываются в воскресенье. Небесплатные, но другого шанса увидеть уже не будет:
Михаил Ларионов в Новой Третьяковке
Экспозиция – длинная дорога Ларионова от импрессионизма, фовизма, футуризма к народному искусству, солдатскому юмору, пышнотелым крестьянским Венерам, провинциальным франтам и франтихам и, наконец, главному его достижению, лучизму. Такой масштабной выставки художника не было 40 лет и еще, возможно, столько же не будет. Успейте увидеть – гений авангарда в наиболее полном представлении.
Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10
До 20 января
Взрослый билет – 500 рублей, льготный – 250, дети до 18 – бесплатно
"Исаак Левитан и авторский кинематограф"
"Сними мне Левитана!" – расхожая режиссерская фраза, которая дала повод соединить живопись с авторским кино, точнее, с фильмами Эйзенштейна, Тарковского, Сокурова, Звягинцева, Соловьева. Отсюда собственно и название экспозиции. Советуем всем, кто обожает Левитана и его "пейзаж настроения", передающий не только прозрачность воды и лунные дорожки, но само настроение щемящей меланхолии, которого так много в провинциальной русской природе.
Еврейский музей и центр толерантности
Образцова, 11, строение 1А
До 20 января 2019
Взрослый билет – 300 рублей, льготный – 150, дети до 6 лет – бесплатно
Читайте также
Театр
"Идиоты" в "Гоголь-центре"
Фото: gogolcenter.com
Спектакль Кирилла Серебренникова по мотивам фильма Ларса фон Триера возвращается после двухлетнего отсутствия "в новой редакции, в новом времени и с новыми обстоятельствами". Если вы никогда не видели театральную версию одного из самых провокационных европейских фильмов 90-х, возможно, самое время это сделать.
"Гоголь-центр"
Казакова, 8
18 и 19 января в 19:00, 20 января в 18:00,
Билеты – от 3500 рублей
"Цирк" в Театре Наций
Эффектный спектакль, который лучше всего подходит для первого знакомства с творчеством все еще модного режиссера Максима Диденко. Это буквальный перенос на сцену классики Григория Александрова, где вместо Любови Орловой в главной роли Ингеборга Дапкунайте. Все музыкальные номера сохранены и переработаны в новые хиты. "Шик-блеск-красота" превращается в трагический номер о несчастной любви (возможно, отчасти в память о судьбе репрессированного, а потом реабилитированного Соломона Михоэлса). Спектакль-головоломка, который можно вертеть как угодно – цирковые собачки превращаются в Белку и Стрелку, а в финале Мэри и Мартынова вместе с негритенком реально отправляются на Луну и поют "широка страна". Сидеть можно далеко, но только не по краям: на сцене много проекций, которые хорошо видно только по центру.
Театр Наций
Петровский переулок, 3
19 и 20 января в 19:00
1500–6000 рублей
Столичные гастроли петербургского Большого драматического театра
Фестиваль "Золотая Маска" и БДТ решили совместно отметить юбилеи: театру – 100, а национальной премии – 25. Придумали масштабную программу со спектаклями, которые в прошлом уже получили заветную награду. Уже в выходные на сцене МХТ им. А.П. Чехова покажут постановки Андрея Могучего: "Грозу" и "Пьяные".
"Гроза"
Фото: bdt.spb.ru
Режиссер отошел от бытописания эпохи Островского, очистил пьесу от временных рамок (ее действия могли бы происходить два века назад, а возможны "здесь и сейчас"), оставил голую драму, где "луч света в темном царстве" – не факт, а метафора. Вообще это очень современная интерпретация "Грозы" в замиксованном формате: миф, лубок, житие, сказ, здесь же драма и трагедия. Будьте готовы к тому, что в постановке практически нет декораций, художник Вера Мартынов воссоздал лишь царство Островского – кромешную темноту. В спектакле задействованы Мария Лаврова, Анатолий Петров и Ируте Венгалите.
19 января в 19:00
Основная сцена
"Пьяные"
Фото: bdt.spb.ru
Любовь – главная тема философской комедии по пьесе Ивана Вырыпаева. Здесь пьяные – искатели истины, а вино – божественное откровение. Да и вообще, как писал Блок: "Вся истина в вине". В спектакле герои за одну ночь научатся кайфовать от жизни, любить (не только себя), прощать и менять мир вокруг. Точно понравится тем, кто находится в поисках счастья без повышения градусов.
20 января в 19:00
Основная сцена
Музыка
Теодор Курентзис. Филипп Эрсан, "Тристия"
Фото: zaryadyehall.com
Если вам повезло, и вы достали билет на "Тристию" Курентзиса по адекватной цене, то 20 января вы услышите оперу на стихи заключенных – русских и французский. Худрук Пермского театра оперы и балета поставил ее еще в 2016 году в рамках "Дягилевского фестиваля". Музыку к "Тристии" написал французский композитор Филипп Эрсан, а среди авторов – Осип Мандельштам, который попал в ссылку за стихотворение "Мы живем, под собою не чуя страны", и Варлам Шаламов, узник ГУЛАГа и автор "Колымских рассказов". Опера будет исполняться на французском и русском языках с русскими субтитрами.
Зал "Зарядье"
20 января в 19:00
Билеты: от 3000 рублей
Барбара Фриттоли
Итальянка и солистка Метрополитен-опера Барбара Фриттоли – самое знаменитое вердиевское сопрано. Фриттоли хотела стать пианисткой, училась в Миланской консерватории на отделении фортепиано, потом пела в хоре, и в один прекрасный день у нее открылся естественно поставленный голос. Кроме арий из Верди, в программе заявлены сочинения Дебюсси и Пуленка, Сати и Берлиоза. Партия фортепиано – Мзия Бахтуридзе.
Зал "Зарядье"
19 января в 19:00
Билеты: от 800 рублей
Егор Беликов, Ксения Сергиенко, Максим Тувим, Ирина Осипова