16 мая, ровно 89 лет назад, В США состоялась первая церемония вручения "Оскара". Тогда фильмы были представлены в 10 номинациях, и до 1934 года вручение проходило один раз в два года. Первым лучшим фильмом стала картина "Крылья" Уильяма Уэллмана, а специального приза был удостоен Чарли Чаплин за "Цирк".
Но сегодня редакция портала Москва 24 решила вспомнить российские фильмы, которые в свое время были отмечены "Оскаром".
Фото: depositphotos/MidoSemsem
Фото: портал Москва 24
"Разгром немецких войск под Москвой", 1942
Леонид Варламов и Илья Копалин
Снимок с видео YouTube/Классика советского кино (официальный канал)
Первым лауреатом "Оскара" от СССР стал документальный фильм "Разгром немецких войск под Москвой".
Картину о боях начали снимать по решению Сталина. В ноябре 1941 года были определены два режиссера: Леонид Варламов и Илья Копалин. В съемках участвовали пятнадцать фронтовых операторов.
Для показа в США фильм был переозвучен. Кроме того, название фильма изменили на Moscow Strikes Back ("Москва наносит ответный удар").
"Война и мир", 1968
Сергей Бондарчук
Видео: YouTube/Образовательный канал
Первым советским художественным фильмом, завоевавшим "Оскар", стала экранизация романа "Война и мир" Льва Толстого. Режиссер – Сергей Бондарчук.
Это одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа. А создание фильма заняло около шести лет.
"Дерсу Узала", 1975
Акира Куросава (совместное производство СССР и Японии)
Видео: YouTube/Ghost81
Советско-японская картина Акиры Куросавы, созданная в 1975 году по мотивам произведений Владимира Арсеньева "По Уссурийскому краю" и "Дерсу Узала", также получила "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
В феврале 1971 года советский режиссер Сергей Герасимов во время визита в Японию предложил Акире Куросаве снять фильм в СССР. Режиссер предложение принял. Некоторые сцены снимались в Москве на территории бывшего села Волынского. На создание фильма было затрачено четыре миллиона долларов.
Правда, лента вызвала негативную реакцию в КНР: критики усмотрели в сюжете попытку использовать литературу для пропаганды экспансионистской политики советских ревизионистов.
"Москва слезам не верит", 1981
Владимир Меньшов
Видео:YouTube/Kino Cool
Третьим русским режиссером, получившим "Оскар", стал Владимир Меньшов и его фильм "Москва слезам не верит". Эта картина просто не могла остаться без внимания киноакадемии: в 1980 году лента стала лидером проката в СССР, ее посмотрели около 90 миллионов зрителей.
Правда, по началу критики картину восприняли неоднозначно: одни уповали на то, что мелодрама играет на низменных чувствах зрителей, другие и вовсе заклеймили фильм "излишне упадническим".
Для самого режиссера новость, что его фильм стал лучшим среди иностранных картин, была неожиданностью. О том, что он получил престижную премию, Меньшов узнал из программы "Время". Кстати, он сам и команда создателей не приехали на церемонию вручения "Оскара". Как объяснял сам режиссер, тогда он просто не мог попасть в Лос-Анджелес, поскольку был "невыездным". Вместо него статуэтку получил атташе по вопросам культуры посольства СССР в США.
"Утомленные солнцем", 1994
Никита Михалков
Видео: YouTube/Трейлеры на русском языке
Лауреат премии "Оскар" за "Лучший фильм на иностранном языке", картина Никиты Михалкова была создана при поддержке французской студии и, как и "Дерсу Узала", считается совместным производством двух стран.
Название картины отсылает к популярному в 1930 годы танго "Утомленное солнце", которое неоднократно звучит в фильме.
Кстати, картина Никиты Михалкова настолько сильно впечатлила британского драматурга Питера Флэннери, что он написал одноименную пьесу для лондонского Королевского национального театра.
"Старик и море", 1999
Александр Петров
Снимок с видео YouTube/MsAntonen
Мультипликационный фильм режиссера Александра Петрова по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя был удостоен премии Американской киноакадемии в 2000 году. Кроме того, он стал первым в истории анимационным фильмом для кинотеатров большого формата IMAX.
Труд мультипликатора сильно отличается от труда кинематографиста. Петров работал в уникальной технике "ожившей живописи": он рисовал на стекле масляными красками, и не только кистью, но и пальцами.