Новости

Новости

21 января 2014, 13:46

Культура

Музыкант Алексей Козлов: "Нонконформизм - основное качество джазмена"

"За обедом": Алексей Козлов - о джазе, политике и запретах

Прославленный отечественный джазмен Алексей Козлов в интервью телеканалу "Москва 24" рассказал о том, почему Джо Темперли прозвал его Джерри, как развивался джаз в СССР и кто такие музыканты-нонконформисты.

- Алексей, вам, увлекающемуся джазу, приходилось слушать попсу?

- Я настолько был погружен в свое дело, что было не до попсы. Сейчас в iTunes есть раздел "Радио" и там можно найти Love Songs – то, что считалось попсой в далекие 70-е годы за рубежом. Я слушаю и отдыхаю. Сразу в душе возникает воспоминание о тех годах, когда нам это запрещали, навязывая нашу советскую русскоязычную попсу.

- А русскоязычную поп-музыку слушаете?

- Я против русского языка в любом виде современной музыки. У меня есть целая теория на этот счет. Английский язык по своей конструкции лучше всего подходит к синкопированной музыке, потому что там короткие слоги. У каждой нации есть какие-то свои исторические традиции, связанные со строением языка. Например, почему джаз и рок не популярны в Италии? Там есть canzona. А во Франции – шансон. Представьте себе, что вы слышите русскую песню в исполнении китайцев или якутов. Никогда ни одному якуту или китайцу не удастся точно спеть русскую-народную песню.

- Хотя "Калину кудрявую" пели во время культурной революции в Китае.

- И это было смешно. Также, когда наши начинают петь на английском языке. А вот когда появился твист – дезодорант от пота рок-н-ролла – его разрешили у нас сразу.

- Получается, твист стал музыкой и для нонконформистов и для конформистов, так как он всех устроил?

- Нет, нонконформисты, к которым я всегда принадлежал, презирали твист со страшной силой.

- Потому что была официальная музыка?

- Конечно. Твист стал советской музыкой. Я к нему отнесся как к попсе.

- А вообще джазмен может быть конформистом?

- Одно из свойств джазмена – нонконформизм. Это всегда эгоист, непредсказуемый человек, импровизатор. Поэтому джазменов не любят ни в каком государстве, ни при каком строе.

- Но мы знаем море джазменов, которые стали конформистами и принялись играть в политические игры.

- Как показывают мои наблюдения, они больше проиграли, чем выиграли.

- Алексей, ваш музыкальный клуб открылся недавно?

- Однажды со мной связался один из немногих бизнесменов, которые тратят свои деньги на благотворительные цели. Он мне предложил стать президентом фонда, занимающегося поддержкой музыки, существующей в России. Как только я в это дело ввязался, сразу получил возможность узнать, какие у нас есть замечательные коллективы, исполнители-виртуозы, композиторы. Причем самобытные. Когда я слушал их записи, поразился тому, что люди, живущие где-то в деревне в Сибири, исполняя свою музыку, достигли мирового уровня. Требовалась информационная поддержка, чтобы музыканты попали на российский рынок. Поэтому был открыт "Клуб Алексея Козлова".

- Сейчас в Москве есть семь-восемь джазовых клубов. А где вы искали помещение в советские годы?

- В 1960 -х годах в Москве был единственный клуб – кафе «Молодежное», которое открыли в 61 году, чтобы пустить пыль в глаза во время очередного съезда партии. Съехались делегаты, клуб открылся, и я был приглашен туда со своим коллективом. В клуб начали приглашать гостей-иностранцев. Приезжал Рауль Кастро, и мы для него играли. Заведение просуществовало довольно долго, я руководил им вплоть до 66 года. А потом начал открывать другие клубы – "Ритм", "Печора".

- На что были похожи все эти заведения изнутри? Хоть немного это напоминало джазовый клуб?

- Да. Туда приходили любители джаза. В то время это было такое место, где сосредотачивалась небольшая часть москвичей, которые разбирались в джазе. Тогда его запрещали. И это было на руку советскому джазу. Потому что когда при Горбачеве все разрешили, выяснилось, что никому ничего не нужно.

- Во многих интервью вы рассказывали про 1957 год, когда на фестивале молодежи и студентов в Москве услышали Джо Темперли и у вас мурашки по коже побежали. Сейчас можете вспомнить подобную реакцию на какие-то выступления, которые довелось услышать за последние месяцы?

- Конечно, нет. Я уже сам произвожу эффект мурашек на других.

- А выступление Джо Темперли помните до сих пор?

- Я обожал Джерри Маллигэна, и вдруг "увидел" воочию его, потому что Темперли играл точно как Маллигэн. И я с ним подружился, таскал саксофон. Музыканты меня звали Джерри, потому что я им пел все импровизации Джерри Маллигэна наизусть.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика