Новости

Новости

21 ноября 2013, 14:39

Культура

Нашим киношникам легче даются комедийные жанры - режиссер Илья Бачурин

Илья Бачурин. Фото: ИТАР-ТАСС

Кинопродюсер и директор компании "Главкино" Илья Бачурин рассказал в интервью M24.ru, что может "вылечить" отечественный кинематограф, как молодым режиссерам и сценаристам помогает конкурс "Кинопризыв", а также о том, какие фильмы полюбились российскому зрителю больше всего и как делать качественное кино.

- На каком уровне сегодня находится отечественный кинематограф?

- Кинематограф - это большой организм, в нем работает много разных людей, много разных сегментов, и, безусловно, каждый из них находится на своем уровне развития. И оценивать ситуацию будет неправильным - это как измерять среднюю температуру по больнице.

Документалистика, коммерческое и авторское кино живут в разных плоскостях, и результаты у каждого из этих направлений кинематографа разные. Если говорить про совсем общие ощущения от того, что происходит в индустрии, то на сегодняшний день это стадия подъема после очень серьезного кризиса, в котором кинематограф пребывал очень долгие годы.

- Как молодым режиссерам и сценаристам заявлять о себе?

- Молодые – это те, кто должны усиливать тенденцию выздоровления. И выздоровление российского кинематографа возможно только с приходом новых людей во всех составляющих индустрии. Должны появляться профессионалы с горящими глазами и огромным желанием делать кино и поставить кинематограф целью жизни. Со стороны кино выглядит очень привлекательным, и многие, получив первый опыт сложной, тяжелой, иногда неблагодарной работы, бросают кино и бегут в более понятные области видеопроизводства, рекламу. То есть выбирают более рентабельные и коммерчески выгодные сферы, где сразу виден результат. Я бы хотел призвать тех людей, которые чувствуют в себе силы и желание что-то сказать, все-таки сохранять верность своей первоначальной идее и оставаться в кино. Это жанр, позволяющий максимально раскрыть себя как творческую личность, это очень важно. Никакая реклама и сериальное производство этого не дадут.

"Российского кино на мировом рынке должно быть больше" - Илья Бачурин

- Помогает ли участие в киноконкурсах заявить о себе молодым кинорежиссерам и сценаристам?

- Фактически, все большие фестивали имеют свои молодежные площадки, где можно представлять как готовые работы, так и сценарии. Благодаря интернету сегодня есть масса возможностей сделать первые шаги в киноиндустрии и продвинуть себя. Я думаю, что десять лет назад все было сложнее, и если ты не знал какого-то телефона или не знал лично какого-то человека, то у тебя шансов практически не было: вот он тупик, в который мог попасть практически любой человек, желающий начать работать в кино.

Сейчас все намного проще, но эта простота создает новые требования – требования нового качества от людей, которые входят в этот бизнес. Это качество, которое требуется и в других сферах, - умение продвигать себя. Нужно уметь о себе заявлять, напоминать, находить тех людей, с которыми хочешь поделиться своими идеями, проектами, и это надо делать очень активно. Конкурс "Кинопризыв", как и другие молодежные площадки, способствует тому, чтобы люди могли о себе говорить, критично оценивать, сравнивая с другими, не впадать в панику, если в результате сравнения выясняется, что ты еще чего-то не добился. Я бы так сказал о возможностях молодых людей в кинематографе: мне кажется, они огромны и ничем не ограничены. Надо также понимать, что состояние индустрии не великолепное, и условия, в которых придется работать, тоже не великолепные. Дальше все будет зависеть от тебя: может быть, ты сможешь их улучшить, и ты должен постараться их улучшить своей работой, отдавая душу и силы на развитие кино.

- Какие жанры российского кино наиболее востребованы у зрителей?

- Легче всего российским кинопроизводителям даются жанры комедийные. Это жанр, позволяющий снять недорогое, но в качественное и интересное зрителю кино. Зритель относится к российским комедийным картинам очень позитивно, и мне кажется, что этот вектор надо развивать. Например, в Турции кино выросло из комического жанра, и сериальное производство, которое стало буквально мировым, является частью мирового сериального рынка, тоже выросло через комические сериалы. Поэтому под номером один я назвал бы жанр комедии. Безусловно, прирастать кино может и должно большими картинами, большими по творческим задачам и также по объему бюджета.
Все-таки production value (совокупность затраченных на производство фильма сил, денег и т.д.), производственный бюджет зритель умеет считывать. Огромное количество картин категории "А" с бюджетом более ста миллионов долларов выпускает Голливуд едва ли не каждую неделю. Если российский кинематограф не предлагает крупных картин, то мы теряем основной объем зрителей, и наша индустрия остается на достаточно слабых позициях. Поэтому самыми сложными с точки зрения работы, самыми амбициозными с точки зрения конкуренции российского кино с западным являются картины с бюджетом более 20 миллионов долларов. Такие фильмы тоже должны делаться обязательно, иначе мы будем топтаться на площадке авторского кино и "маленьких" фильмов.

- Как режиссеру оставаться верным своему стилю и не начать делать массовое и некачественное кино, желая привлечь большую аудиторию?

- Этот вопрос, наверное, относится к каждому человеку, работающему в любой отрасли. Как оставаться собой? Ответ прост – не изменять себе, не делать того, чего тебе не хочется делать – того, во что искренне не веришь. Для режиссера это вопрос – готов ты или не готов снимать тот или иной сценарий? Достаточно часто мы видим ситуацию, когда режиссер берется за сценарий, имея свободное время и, может быть, денежную мотивацию. Режиссеры люди отнюдь не богатые, поэтому винить за это их тоже нельзя.

Это достаточно часто происходит: человек берется за фильм, который не попадает в него, в его стилистику, визуальный язык. Скорее всего, режиссер будет долго оправляться после такой работы, а зритель не получит картину, которая была бы интересна. Получается, что режиссер из красивого замка принцессы, который мог бы получиться, собирает такую кракозябру без глубокого смысла.

- Можно ли сказать, что российские картины достойны широкого проказа за рубежом?

- Я думаю, что да. Это и авторское кино, и большие блокбастеры. Россию на международном кинорынке побаиваются. Мы даем прекрасные сборы: все знают, какое количество звезд приезжает на премьеры западных фильмов. Западным производителям невыгодно, чтобы росла российская индустрия, поддерживать ее в каких-либо начинаниях большого смысла нет. Этого и не происходит.

Мне кажется, что ситуация с российским кино на Западе должна развиваться по отдельным картинам. Российского кино на международном рынке должно быть больше и будет больше - эта тенденция будет усиливаться. В частности, "Сталинград" сейчас дает прекрасный вектор. Это первый российский фильм, который представлен компанией Sony как мировая премьера, которую показывают в том числе и в России. И здорово, что фильм посвящен патриотической тематике, связан с правдой о войне.

Дай бог, чтобы мы выходили на международный рынок не только с развлекательным, коммерческим кино, но чтобы какие-то смыслы тоже удалось сохранить. Это всегда было русской традицией – за формой создавать глубокое, многослойное содержание.

- Какие российские картины вы бы назвали успешными?

- Комедии были успешными, что, с одной стороны, радует, а с другой – радует не во всех аспектах, потому что комедии тоже бывают разными. Хотелось бы, чтобы кино было за культурное развитие зрителя. Чтобы каждый фильм, на который человек потратил полтора часа в кинотеатре, давал толчок, чтобы подумать о себе, о том, как он живет. В современном мире очень мало времени человек уделяет заглядыванию внутрь себя.

Артхаусное кино, которое часто несет такие смыслы, прокатывается в стране не очень здорово. И в то же время, возвращаясь к "Сталинграду, это фильм, который несет в себе определенные смыслы и заставляет заглянуть в себя, оставляет серьезные вопросы. Но и комедиям тоже надо уделять определенное время. Те же "Елки", "Ирония судьбы" – это первая строчка нашего проката по сборам. Нельзя забывать про "Ночной дозор" и "Дневной дозор" – это одни из первых больших коммерческих картин, они были хорошо прокатаны за рубежом. Это литература, воспроизведенная в кино, которая тоже обладает глубоким смыслом.

Екатерина Кадушкина

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика